Строительный портал - Винтажная Москва
Поиск по сайту

Инструкция по эксплуатации электродвигателей переменного и. Инструкция по эксплуатации электродвигателей переменного и Производственная инструкция по эксплуатации электродвигателей

ПАМЯТКА

по эксплуатации асинхронных электродвигателей напряжением до 1000 В.

1. Общая часть.

1. Асинхронные электродвигатели могут развивать свою номинальную мощность при колебаниях напряжения в сети 5% от номинальной величины и температуре охлаждения воздуха не выше +35 о С.

2. Асинхронные электродвигатели при температуре охлаждающего воздуха ниже +35 о С, после специальных испытаний, могут быть перегружены по току до 5%, при этом температура основных узлов электродвигателя (обмоток, железа, подшипников) не должна превышать значений, указанных ниже.

3. Перегрузка электродвигателя по току белее, чем на 5% не допустима ни при каких температурных режимах.

4. На электродвигателях и приводимых ими механизмов, должны быть нанесены стрелки, указывающие направление их вращения, на пусковом устройстве двигателя должен быть обозначен агрегат, к которому он относится.

5. Конструкция электродвигателя и его пускорегулирующая и измерительная аппаратура по виду исполнения должны соответствовать условиям окружающей среды.

6. Корпус электродвигателей и пусковой аппаратуры должны быть надежно заземлены.

7. Вращающиеся части электродвигателей и части, соединяющие электродвигатели с механизмами (муфты, шкивы) должны иметь ограждения от случайных прикосновений.

8. Корпусы электродвигателей, изготовленные из материалов, подверженных коррозии и не имеющие специальных покрытий (эмаль, оксидирование и т.п.) должны быть окрашены.

9. Для наблюдения за пуском и работой электродвигателей механизмов, регулирование технологического процесса, которых ведется по величине тока, на пусковом щите или панели должен быть установлен амперметр, измеряющий ток в цепи статора электродвигателя.

10. Кабельная муфта или труба с проложенными в ней кабелем должна подходить непосредственно к коробке контактных зажимов электродвигателя, либо кабели или провода на незащищенном участке должны иметь дополнительную изоляцию и защиту от механических повреждений (гибкие металлические провода, ограждения).

2. Эксплуатация электродвигателей.

1. Включение электродвигателей напряжением до 1000 В производится лицом, обслуживающим приводимый в движение механизм.

2. Сборка и разборка электрической схемы электродвигателей для подготовки к пуску или ремонту производится дежурным электромонтером цеха по указанию начальника смены (мастера смены) или лица, ответственного за обслуживание приводимого механизма.

3. Перед включением электродвигателя в работу необходимо проверить: чистоту электродвигателя, отсутствие на нем или вблизи от него посторонних предметов, надежность крепления ограждений, исправность заземления, наличие и затяжку креплений.

4. После включения электродвигателя и во время его работы необходимо проверить:

а) температуру корпуса электродвигателя – нагрев, который не должен превышать 90 о С;

б) температуру нагрева подшипников, которая должна быть не более 90 о С для подшипников качения и 70 о С для подшипников скольжения;

в) смазку подшипников скольжения;

г) вибрацию подшипников электродвигателя, которая при всех допустимых режимах не должна превышать 0,1 мм для электродвигателей 1500 об/мин, 0,05 мм для электродвигателей 3000 об/мин, 0,13 мм для 1000 об/мин, 0,17 мм для электродвигателей 750 об/мин и ниже;

д) осевой разбег роторов электродвигателей должен быть не более 2-4 мм для подшипников скольжения; е) отсутствие стуков и посторонних шумов в подшипниках и двигателе;

ж) нагрузку электродвигателей (по амперметрам, если таковые есть);

е) работу контактных колец и щеток на электродвигателях с фазным ротором.

5. Электродвигатели, не обеспечивающие пуск механизмов по нагрузкой, должны включаться после разгрузки приводимых механизмов.

6. Электродвигатели, длительное время находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску, периодически осматриваться и опробоваться по утвержденному графику.

7. Проверка состояния и режимов работы двигателей оперативным персоналом (дежурным электромонтером) проводится во время обходов оборудования, но не реже 2-х рах в смену.

8. О всех замеченных дефектах и ненормальной работе электродвигателей должна быть сделана запись в оперативном журнале и журнале дефектов оборудования, поставлен в известность начальник смены, а в дневное время энергетик цеха.

9. Малые дефекты и неисправности устраняются дежурным электромонтеров с соблюдением соответствующих правил безопасности.

10. Электродвигатель аварийно (немедленно) отключается от сети в случаях:

а) появления дыма или огня из электродвигателя или его ;

б) несчастного случая с человеком;

в) вибрации сверх допустимых норм, угрожающей целостности электродвигателя;

г) поломки приводимого механизма;

д) сильного снижения оборотов, сопровождаемое сильным нагревом электродвигателя.

В остальных случаях электродвигатель отключается от сети после пуска резервного агрегата или по разрешению начальника смены.

11. Защита электродвигателя должна быть выполнена в соответствии с «Правилами устройства электроустановок».

Плавкие вставки предохранителей, защищающие силовые и цепи управления, должны быть калиброванными с указанием номинального тока.

Применять некалиброванные плавкие вставки без маркировки величины номинального тока запрещается.

12. Перед включением в работу электродвигателей, ответственных позиций или длительное время находящихся в резерве (от месяца и более), необходимо проверять сопротивление изоляции обмоток двигателей мегомметром в соответствии с «Правилами эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭЭП). Сопротивление должно быть не менее 1 МОм, для горячих машин не менее 0,5 МОм.

У электродвигателей мощность выше 100 кВт замеряется коэффициент абсорбции, величина которых составляет не менее 1,3.

3. Техника безопасности при обслуживании электродвигателей.

При обслуживании электродвигателей должны соблюдаться следующие правила:

1. Женщины при обслуживании электродвигателей должны надевать головной убор и спецодежду. Обслуживание агрегатов с электроприводом в женском платье не допускается.

2. При работе электродвигателя запрещается снимать ограждения и проникать за них.

3. Изолирование колец ротора допускается производить лишь при помощи колодок из изолированного материала.

4. Запрещается проводить какие-либо работы в цепях работающих (вращающихся) электродвигателей и их пуско-регулирующей аппаратуре, за исключением работ в цепи реостата и испытательных работ, проводимых по специальным утвержденным программам, в которых предусматриваются необходимые меры безопасности.

5. Открывать пусковые устройства (шкафы, ящики и т.п.), находящиеся под напряжением для производства их осмотра, разрешается только оперативному персоналу с группой по электробезопасности не ниже III.

6. Работа в пусковых устройствах может производиться при полном мнятии напряжения.

7. Подготовка к ремонту электродвигателя и допуску к работе ремонтного персонала должны производиться в строгом соответствии с правилами безопасности, при этом следует обращать внимание на исключение возможности вращения вала (статора) электродвигателя со стороны приводимого механизма.

8. При ремонте приводного механизма, электродвигатель должен быть отключен от сети, схема его полностью разбирается, питающий кабель отключается от электродвигателя и на его концах устанавливается переносное заземление. При невозможности установки переносного заземления на концах кабеля, все его токоведущие части соединяются вместе при помощи болта и изолируются. На всех приводах, ключах, кнопках, которыми может быть подано напряжение на двигатель ремонтируемого механизма, должны быть поставлены запоры и вывешены плакаты в соответствии с правилами безопасности.

9. . Ремонт электродвигателей и их пуско-регулирующей аппаратуры производится, как правило, с ремонтом приводного механизма.

при эксплуатации (обслуживании) электродвигателей

____________________________________________

(номер либо другие ее реквизиты)

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К работам по обслуживанию электродвигателей переменного и постоянного тока допускаются:

1.1. лица мужского и женского пола не моложе 18 лет и имеющие группу по не ниже III (для электроустановок напряжением до 1000 В) и не ниже IV (для электроустановок напряжением выше 1000 В);

1.2. прошедшие обучение по электробезопасности, имеющие соответствующее удостоверение и прошедшие стажировку (дублирование) по безопасным способам ведения работ в течение 2 недель;

1.3. прошедшие медицинское освидетельствование и допущенные по состоянию здоровья к работе;

1.4. прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте.

2. Электротехнический персонал обязан:

2.1. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

2.2. не употреблять спиртные напитки, а также запрещается находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Курить разрешается только в специально установленных местах;

2.3. выполнять только порученную работу;

2.4. изучать и совершенствовать методы безопасной работы;

2.5. работать в спецодежде с применением средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;

2.6. уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему при несчастных случаях. Знать, где находится аптечка с набором медикаментов, и при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) пострадавшего в лечебное учреждение.

Знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами , не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

2.7. соблюдать правила санитарной и личной гигиены;

2.8. не принимать пищу на рабочем месте.

3. Во время работы на электротехнический персонал могут воздействовать опасные производственные факторы:

3.1. повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

3.2. движущиеся части оборудования.

4. Электротехнический персонал несет персональную ответственность за нарушение требований Инструкции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

5. Перед началом работы привести в порядок спецодежду, надеть ее так, чтобы она не имела развевающихся и свисающих концов.

6. Надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы.

7. Подготовить для безопасной работы свое рабочее место (убрать все лишнее из-под ног, с проходов и не загромождать их).

8. Подготовить и проверить защитные средства.

9. Проверить исправность электроинструмента, приспособлений, приборов и расположить их в удобном и безопасном для работы месте.

10. Проверить, достаточно ли освещено рабочее место.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

11. На электродвигатели и приводимые ими в движение механизмы должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения механизма и двигателя.

12. На коммутационных аппаратах (выключателях, контакторах, магнитных пускателях и т.п.) должны быть надписи, указывающие к какому электродвигателю они относятся.

13. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны с указанием на клейме номинального тока вставки. Клеймо ставится заводом-изготовителем или электротехнической лабораторией. Применять некалиброванные вставки запрещается.

14. Защита всех элементов сети потребителей, а также технологическая блокировка узлов выполняются таким образом, чтобы исключался самозапуск электродвигателей ответственных механизмов.

15. Коммутационные аппараты следует располагать возможно ближе к электродвигателю в местах, удобных для обслуживания.

16. Синхронные электродвигатели в часы максимума нагрузки энергосистемы эксплуатируются в режиме генерации реактивной мощности при оптимальном значении опережающего коэффициента мощности. Режим работы крупных синхронных электродвигателей (мощностью выше 1000 кВт), работающих с опережающим коэффициентом мощности, согласовывается с энергосистемой.

17. Электродвигатели, находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску, периодически осматриваться и опробоваться по графику, утвержденному лицом, ответственным за электрохозяйство подразделения (предприятия).

18. Для наблюдения за пуском и работой электродвигателей механизмов, регулирование технологического процесса которых ведется по значению тока, на пусковом щитке или панели устанавливается амперметр, измеряющий ток в цепи статора электродвигателя. Амперметр также устанавливается в цепи возбуждения синхронных электродвигателей. На шкале амперметра красной чертой отмечается значение допустимого тока (выше номинального тока электродвигателя на 5%).

19. Для контроля наличия напряжения на групповых щитках и сборках электродвигателей размещаются вольтметры или сигнальные лампы.

20. Для обеспечения нормальной работы электродвигателей напряжение на шинах поддерживается в пределах 100 – 105% номинального. При необходимости допускается работа электродвигателя при отклонении напряжения от -5 до + 10% номинального.

21. Вибрация электродвигателя, измеренная на каждом подшипнике, осевой разбег ротора, размер воздушного зазора не должны превышать величин, указанных в нормах.

22. Постоянный надзор за нагрузкой электродвигателей и температурой подшипников, входящего и выходящего воздуха у электродвигателей с замкнутой системой вентиляции, уход за подшипниками, операции по пуску, регулированию и остановке производит персонал цеха, обслуживающий механизм.

23. Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ним механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

24. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается.

25. Операции по отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратуры с приводами ручного управления производятся с изолирующего основания с применением диэлектрических перчаток.

26. Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично лицу из оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному лицу с группой по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

26.1. работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;

26.2. пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми ковриками;

26.3. не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей;

26.4. кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков.

27. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

28. Привести в порядок рабочее место, убрать и сложить инструмент.

29. Сообщить мастеру или сменщику обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению.

30. Снять и сдать на хранение в установленном порядке спецодежду, средства индивидуальной защиты.

31. Вымыть руки теплой водой с мылом.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

32. Электродвигатель немедленно (аварийно) отключается от сети в следующих случаях:

32.1. несчастный случай (или его угроза) с человеком;

32.2. появление дыма или огня из электродвигателя или его пускорегулирующей аппаратуры;

32.3. вибрация сверх допустимых норм, угрожающая целости электродвигателя;

32.4. поломка приводного механизма;

32.5. нагрев подшипников сверх допустимой температуры, указанной в инструкции завода-изготовителя;

32.6. значительное снижение частоты вращения, сопровождающееся быстрым нагревом электродвигателя.

33. При возникновении пожара или загорания работник обязан:

Немедленно сообщить об этом в городскую пожарную службу по телефону 101, указав адрес объекта и что горит, и руководителю объекта;

Принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;

Приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на объекте первичных средств пожаротушения;

По прибытии подразделений пожарной службы сообщить им необходимые сведения об очаге пожара и мерах, принятых по его ликвидации;

На период тушения пожара работник должен обеспечить охрану с целью исключения хищения материальных ценностей.

34. Оказать необходимую первую доврачебную помощь пострадавшему на производстве, освободив его от действий травмирующего фактора (электротока, механизмов и т.д.).

35. При получении травмы на производстве немедленно обратиться в лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному руководителю, сохранить рабочее место без изменения на момент получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к аварии.

Страница 5 из 17

3.3 Технологическая карта капитального ремонта асинхронных электродвигателей типов ВАН–143/51–12КУЗ и ВАН-118/34-10У3.

Наименование операций

НТД (чертежи т.д.)

Контрольные операции

Приспособления, инструмент, оборудование

Возможные дефекты, неисправности

Примечание

Критерии

3.3.1 Демонтаж и разборка ЭД.

Проверить состояние выводов

Чистая поверхность выводов, це­лостность резьбы шпилек, плотная посадка наконеч­ников на кабелях

Отшлифовать поверхность выводов, промыть бензином, при необходимости заменить изоляторы, пропаять наконечники

Отвернуть болты крепления ЭД к фундаменту (насосу)

Отсутствие повреждений резьбы

Набор г/к

Повреждение резьбы на болтах

Заменить дефектные болты

Отсоединить и снять крышку верхней крестовины

1БП.016.140 СБ

Снять щеточно­-контактный аппарат механизма разворота лопастей

Набор г/к

При наличии механизма разворота лопастей

Снять 4 перекрытия верхней крестовины

1БП.016.140 СБ

Набор г/к

Снять уплотнение и наружную крышку нижнего подшипника.

1БП.016.140 СБ

Набор г/к

Установить и закрепить на подшипниковом щите приспособление для фиксации статора IБП.016.140 СБ

1БП.016.140 СБ

Набор г/к, приспособление для фиксации статора

Измерить воздушный зазор между статором и ротором

1БП.016.140 СБ

Величина зазора должна соответствовать требованиям (таблица 4.1)

Клин измеритель­ный, штангенциркуль

Проверить совмещение магнитных осей статора и ротора.

1БП.016.140 СБ

Несовпадение осей не более 3 мм

Линейка измерительная, струна

Отсоединить и снять верхний подшипниковый щит вместе с маслованной

1БП.016.140 СБ

Набор г/к

Отболтить верхнюю крестовину от статора, застропить за верхнюю крестовину ротор и передать вес ротора на стропы

Набор г/к, строп, кран-балка

Снять приспособление для фиксации статора

Набор г/к

Снять запорное кольцо нижнего подшипника

Набор г/к

Снять нижний подшипниковый щит и опустить на шпильки

Набор г/к, ломик монтажный, шпильки

Вывести ротор за верхнюю крестовину из расточки статора, не допуская задевания ротора за статор и установить на ремонтный стапель

При выводе ротора не допускать задевания ротора за расточку статора

Кран мостовой, строп петлевой, ремонтный стапель

Замерить зазоры запорного кольца между верхней плоскостью запорного кольца и заточкой вала, а также между нижней плоскостью запорного кольца и плоскостью втулки подпятника.

Зазоры более 0,03 мм недопустимы

Щуп контрольный

Зазоры более допустимых

Заменить запорное кольцо

Отсоединить от нижней крестовины и снять статор

Набор г/к, кран мостовой, строп петлевой

Производится в случае необходимости ремонта статора

Отсоединить от втулки подпятника запорное кольцо и спрессовать втулку с вала

Набор г/к; приспособление для снятия втулки подпятника; кран; рым-болты; строп петлевой

Для избегания попадания инородных предметов и пыли, статор накрыть пленкой

Плёнка полиэтиленовая, электрокартон

3.3.2 Ревизия статора.

Очистить от загрязнений и продуть сжатым воздухом вентиляционные каналы, расточки, лобовые части обмотки, корпус статора

Отсутствие посторонних предметов, грязи, пыли.

Шланг резиновый, безворсовая ветошь

Проверить плотность заклиновки катушек обмотки

Простукивание молотком.

Не допускается дребезжание и перемещение пазовых клиньев

Молоток 0,2 кг

Ослабление плотности заклиновки катушек, облом, обгорание отдельных клиньев

Переклиновка, дефектные клинья заменить

Проверить состояние прессовки активной стали статора со стороны спинки и зубцов

Щуп под нажимом руки (15 кгс) не должен входить на глубину > 4мм

Щуп контрольный

Местное ослабление прессовки

Установить уплотняющие изолирующие клинья

Очистить от пыли, грязи, масла и осмотреть лобовые части обмотки статора

Отсутствие загрязнений, плотная намотка бандажей и посадка дистанцион­ных распорок, следов вытекшего компаунда

Игла бандаж­ная, бандажная лента, эмаль ГФ92 ХС, ветошь безворсовая

Ослабление бандажей и распорок, вытекание компаунда

Перебандажировать лобовые части обмотки, установить дистанционные распорки; удалить вытекший компаунд, наложить дополнительный бандаж и произвести покраску эмалью.

Проверить качество пайки выводных наконечников к выводным концам обмотки статора

Не допускаются нарушения пайки, повреждение наконечников

Паяльник, припой, флюс паяльный

Нарушение качества пайки выводных наконечников к выводным концам обмотки статора

Перепаять наконечники

Проверить крепление выводных наконечников обмотки статора к клеммной колодке и крепление бандажных колец

ВК при проворачивании гаек ключом.

Ослабление креплений не допускается

Набор г/к

Ослабление креплений

Затянуть ослабленные крепления

Проверить сопротивление различных фаз обмотки статора постоянному току.

Сопротивление различных фаз обмотки статора постоянному току отличаются не более, чем на 2,5%.

Мост измерительный

Сопротивление различных фаз обмотки статора постоянному току отличаются более, чем на 2,5%.

Перепайка соединений.

Проверить электрическую прочность изоляции обмоток напряжением 10кВ в течение 1 мин.

Сопротивление изоляции не менее 50 МОм, коэффициент абсорбции не менее 1,2

Мегомметр 2500В

Снижение сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции ниже допустимых значений, пробой изоляции.

Просушить обмотку, при пробое – заменить пробитую катушку.

3.3.3 Ревизия ротора.

Очистить от загрязнений и продуть сухим воздухом ротор, вал и активную сталь

Отсутствие посторонних предметов, грязи, пыли.

Шланг резиновый, безворсовая ветошь

Проверить целостность и плотность посадки стержней ротора

ВК через лупу, ОК простукиванием молотком

Отсутствие дребезга при простукивании, отсутствие нарушений целостности стержней

Лупа, молоток 0.2 кг, чекан

Ослабление чеканки стержней, обрыв стержней, трещины в стержнях

Расчеканить стержни, дефектные заменить

Проверить качество сварки стержней с кольцами

ВК через лупу, ИК измерением сопротивления стержней

Целостность мест сварки стержней и колец; сопротивление, измеренное на одном стержне, недолжно отличаться более, чем в 1,5 раза от среднего значения сопротивления стержней.

Лупа, мост измерительный, припой и флюс для соответствующей марки алюминия,

Нарушение целостности сварных соединений

Запаять или заварить дефектные места.

Осмотреть железо ротора, проверить состояние прессовки стали.

Щуп под нажимом руки (15 кгс) не должен входить на глубину > 4мм

Щуп контрольный

Нарушение прессовки листов ротора

Выполнить ремонт железа ротора

Проверить крепление балансировочных грузов

Плотное крепление балансировочных грузов

Отвертка

Ослабление крепления балансировочных грузов

Затянуть крепления

Осмотреть крылья вентилятора

Не допускается наличие трещин на крыльях вентилятора

Набор г/к

Трещины на крыльях вентилятора

Заменить поврежденные крылья

Проверить состояние эмалевого покрытия ротора

Повреждения покрытия не допускаются

Краскораспылитель, эмаль ГФ92ХС

Повреждения эмалевого покрытия

Покрыть ротор эмалью

3.3.4 Ревизия щеточно–контактного аппарата механизма разворота лопастей (при наличии механизма).

Проверить состояние щеточно–контактного аппарата

Чистота ЩКА, целостность изоляционных втулок, исправность щеткодержателей, отсутствие цветов побежалости поводков и износа щеток.

Уайт-спирит, спирт, салфетки ХБ.

Загрязнение ЩКА, нарушение целостность изоляционных втулок, неисправность щеткодержателей, появление цветов побежалости поводков, износ щеток.

Промывка ЩКА, замена втулок, щеткодержателей, изношенных щеток.

Произвести замеры посадочных мест подшипников качения (верхнего и нижнего), посадки втулки подпятника, шпоночного паза, посадки полумуфты

3.3.5 Ревизия подшипников.

Сдвинуть внутреннюю крышку нижнего подшипника на вал

Трещины, механические повреждения крышки не допускаются

Трещины, механические крышки

Спрессовать подшипник и отремонтировать крышку, при невозможности–заменить

Удалить старую смазку с нижнего (роликового) подшипника

Бензин Б–70, ветошь, деревянная или пластиковая лопатка

Осмотреть направляющие подшипники качения

Отсутствие видимых дефектов подшипников

Съемник подшипников

Лунки, выкрашивания, следы выработки, матовые дорожки на поверхностях качения, деформация шариков или роликов

Заменить подшипник

Измерить радиальный зазор между роликом (шариком) и наружной обоймой подшипника

Зазоры должны соответствовать данным п. 4.4.1.6.

Свинцовая проволока, микрометр, съемник подшипников

Увеличенный зазор

Заменить подшипник

Проверить состояние наружной поверхности втулки подпятника

Задиры, забоины, риски суммарной площадью не более 10%, радиальное биение не более 0,04 мм

Микрометр МРИ 400-0,002; индикатор ИЧ 02 кл. 0, бумага наждачная

Задиры, забоины, риски суммарной площадью более 10%, радиальное биение более 0,04 мм

Механическая шлифовка с шероховатостью не более Ra 0,63

Проверить состояние торцевой поверхности вращающегося диска подпятника

Отклонение от плоскостности и торцевое биение не более 0,04 мм

Линейка поверочная, плита поверочная, краска «берлинская лазурь» или подобная, притир

Отклонение от плоскостности более 0,04 мм

Притирка. Пятна краски должны равномерно распределяться по поверхности. Количество пятен контакта не менее 7 штук на площади 25х25 мм.

Проверить крепление вращающегося диска подпятника к втулке

ВК при проворачивании болтов торцевым ключом

Ослабление крепления диска не допускается

Набор торцевых головок

Ослабление крепления диска

Затянуть ослабленные болты

Проверить состояние баббита сегментов подпятника

Отслаивание баббита не допускается

Горелка газовая, шабер

Отслаивание баббита

Перезаливка баббита с последующей механической обработкой

Проверить соответствие чертежу размеров скосов сбегающих и набегающих кромок сегментов

На расстоянии 15 мм от набегающей кромки величина скоса– 0,5 мм, радиус закругления сбегающей кромки – 5мм

Шабер, линейка, штангенциркуль

Несоответствие размеров скосов

Подшабрить скосы сегментов.

Проверить состояние опорных винтов сегментов подпятника

Не допускаются забоины, следы наклепов на опорной поверхности винта, смятие резьбы

Резьбовой калибр, бумага шлифовальная

Забоины, следы наклепов на опорной поверхности винта, смятие резьбы

При наличии забоин, следов наклепов–проточить, отшлифовать; при повреждении резьбы винт заменить

Проверить состояние сегментов подпятника.

Общая площадь пятен (точек) касания не менее 80 % от поверхности трения, число пятен касания не менее 2–3 на см 2 , зазор между сегментом и диском 0.1¸ 0.15 мм в четырех точках по окружности с углом отстояния 90°

Шабер, набор щупов

Несовпадение поверхностей прилегания направляющих подшипников и сегментов подпятника поверхностям вращающегося диска подпятника и втулки подпятника

Направляющие подшипники и сегменты подпятника подшабрить по поверхности диска

3.3.6 Ревизия маслоохладителей.

Осмотреть маслоохладители на наличие наружных загрязнений и отложений на внутренних поверхностях трубок

Грязь на наружных поверхностях трубок и отложения на внутренних–не допускаются

Ветошь, магистраль сжатого воздуха, шланг резиновый

Грязь на наружных поверхностях трубок и отложения на внутренних

Промывка, чистка, продувка сжатым воздухом

Провести гидроиспытания маслоохладителей давлением 1,25 кг/см 2 в течение 30 мин

Не допускаются:

1) течи в местах соединения трубок с трубной доской;

2) течь в трубках, течь в местах уплотнений крышек.

Манометр, установка для проведения гидроиспытаний

Течи в местах соединения трубок с трубной доской, течь в трубках, течь в местах уплотнений крышек

4. Вальцовка трубок в трубной доске;

5. пайка поврежденных трубок, при невозможности устранения течи – замена;

6. замена прокладок, подтяжка болтов

3.3.7 Сборка электродвигателя.

Установить статор на нижнюю крестовину.

Динамометрический Г/к 42х46, кран мостовой, строп петлевой

Установить верхние направляющие сегменты подшипника

Установить втулку подпятника и запорное кольцо.

Г/к 17х19, 19х32; горелка газовая

Замерить зазоры запорного кольца между верхней плоскостью запорного кольца и заточкой вала, а также между нижней плоскостью запорного кольца и плоскостью втулки подпятника.

Зазоры более 0,03 мм недопустимы

Щуп контрольный

Застропить крестовину и завести ротор вместе с крестовиной закрепить верхнюю крестовину на статоре

Г/к 19х22, 32х36, кран мостовой, строп

Замерить воздушные зазоры статор – ротор и проверить уклон ротора электродвигателя

Величина зазора должна соответствовать требованиям (таблица 4.1)

Клин измерительный, штангенциркуль

Установить «калачи» и трубопроводы маслоохладителей, открутить болты и снять маслоохладители и верхний щит.

Набор г/к

Установить щеточно­-контактный аппарат механизма разворота лопастей

Набор г/к

При наличии механизма разворота лопастей

Установить крышку верхней крестовины

Присоединить трубопроводы охлаждения маслованн и маслопроводы

Г/к 22х24, 12х14, 19х22

Прикрутить болты крепления ЭД к фундаменту.

Отсутствие повреждений резьбы

Повреждение резьбы на болтах

Заменить дефектные болты

Подключить силовой кабель и заземление

Чистая поверхность выводов, целостность резьбы шпилек, плотная посадка наконечников на кабелях

Набор г/к, наждачная бумага, бензин, паяльник, припой, флюс паяльный

Окисление поверхностей выводов, срыв резьбы на шпильках, нарушение крепления наконечников на кабелях

Отшлифовать по­верх­ность выводов, промыть бензином, при необходимости заменить изоляторы, пропаять наконечники

Дополнительные указания по сборке ВАН–143/51–12КУЗ и ВАН-118/34-10У3:

1) установить статор с приболченным подшипниковым щитом на фундамент, прикрепив фундаментными шпильками;

2) выверить предварительно статор с нижней крестовиной относительно оси вала насоса и по высотной отметке.

Перед установкой статора и воздухоохладителей осмотреть обмотки статора и вентиляционные каналы сердечника. Продуть их сухим сжатым воздухом давлением не более 200÷300 кРа (2÷3 кгс/см 2). При установке статора необходимо установить статор с выверкой горизонтального положения по уровню. Центровку статора произвести по струне, натянутой по оси агрегата, по верхнему и нижнему пакетам сердечника статора, количество точек ИК должно быть не менее четырех (по двум взаимно перпендикулярным диаметрам). Допустимые отклонения при центровке должны быть не более 5 % расчетного воздушного зазора между статором и ротором. Установить воздухоохладители.

3) после заводки ротора установить верхнюю крестовину и собрать подпятник, для чего:

Подготовить сегменты подпятника, для этого подшабрить баббитовую поверхность сегментов подпятника по рабочей поверхности вращающегося диска. Площадь касания поверхностей трения должна составлять не менее 80 %. Число пятен касания после шабровки должно быть три-четыре на 1 см 2 . Пятна касания должны быть равномерно распределены по поверхности трения. Проверить скосы для захода масла на набегающих кромках сегментов и плавность их перехода в рабочую плоскость и на радиус. Не наносить канавки на поверхность трения сегментов. Поверхности трения сегментов подпятника промыть спиртом или бензином и смазать тонким слоем несоленого топленого говяжьего или свиного жира, смешанного с графитом;

Установить верхнюю крестовину на статор и закрепить ее болтами;

Установить в опорный диск крестовины ограничительные винты и опорные болты сегментов подпятника. Опорные болты должны ввинчиваться и вывинчиваться до конца;

Установить сегменты подпятника на опорные болты на 3¸5 мм ниже чертежного размера, предварительно уложив в сегменты медные прокладки;

Промыть бензином зеркало вращающегося диска и смазать тонким слоем несоленого топленого говяжьего или свиного жира, смешанного с графитом;

Присоединить вращающийся диск подпятника к втулке;

4) запрессовать втулку подпятника с прикрепленным вращающимся диском на вал, установить на ней запорное кольцо и перенести массу ротора на подпятник для чего:

Установить и закрепить запорное кольцо. Перед его установкой проверить микрометром непараллельность плоскостей кольца, которая должна быть не более 0,05 мм, отсутствие забоин на плоскости кольца, втулки и заточки на валу. Во избежание наклепа не забивайте в заточку вала запорные полукольца без применения медной или алюминиевой прокладки. После опускания ротора на сегменты подпятника проверить щупом отсутствие зазоров между верхней плоскостью запорного кольца и заточкой вала, а также между нижней плоскостью запорного кольца и плоскостью втулки подпятника. Зазоры более 0,03 мм недопустимы;

Прижать равномерно сегменты подпятника к зеркалу вращающегося диска. Обратить внимание на наличие зазоров 2¸3 мм между Т-образной головкой ограничительного винта и заплечиком сегмента;

5) установить верхний подшипник;

6) отцентровать ротор по высоте и по равномерности воздушного зазора для чего:

Проверить и установить совпадение магнитных осей статора и ротора путем подъема или опускания ротора на опорных винтах подпятника. Несовпадение магнитных осей не должно быть более З мм (рис 7);

Отрегулировать воздушный зазор между статором и ротором, предварительно установив вал ротора вертикально путем регулировки сегментов подпятника и установки на торце уровня в двух взаимно перпендикулярных направлениях с точностью 0,05 мм/м, обеспечив концентричное расположение втулки подпятника относительно фланца верхнего подшипника с точностью до 0,5 мм. Регулировку воздушного зазора производить путем перемещения верхней крестовины и ротора относительно статора.

После выверки перпендикулярности обеспечить концентричность расположения фланца нижнего подшипника путем перемещения статора с верхней крестовиной и ротором относительно фундаментных плит и нижней крестовины с точностью до 0,05 мм;

Воздушный зазор замерьте в четырех или восьми точках равномерно по расточке статора в зоне эубцов металлическими щупами. Замеры производить сверху и снизу расточки статора. Воздушный зазор считается удовлетворительным, если максимальное его отклонение от среднеарифметического не превышает 5 % и при этом средний зазор должен отличаться от номинального не более чем на 10 %;

7) отцентрировать верхнюю крестовину по отношению к валу ротора;

8) выверить перпендикулярность оси вала к плоскости рабочей поверхности подпятника для чего:

Установить в одной вертикальной плоскости два индикатора - на втулке подпятника и фланце вала двигателя. Поворачивать вал и через каждые 45° замерять биения. Верхний индикатор показывает перемещение вала вследствие остаточного зазора в верхнем направляющем подшипнике. Алгебраическая разность показаний нижнего и верхнего индикаторов дает величину биения фланца вала вследствие неперпендикулярности оси вала к плоскости подпятника. допустимая величина смещения оси вала определяется исходя из условия, что Аmax < 0,02 1, мм, где 1 (рис. 7) - расстояние от центра посадки втулки подпятника до фланца, м; Аmax - максимальное смещение оси вала, мм. Если смещение оси вала превышает допустимую величину, его следует уменьшить при помощи шабровки на клин латунной разрезной прокладки 2 или внутренней поверхности вращающегося диска 3. Величину клина рассчитать по формуле , мм, где h – максимальная высота клина, мм; Dn - диаметр вращающегося диска, м;

9) отцентровать вал двигателя относительно вала насоса изменением взаимного положения касательных клиньев, установленных под фундаментными плитами. Окончательную доводку производить изменением высоты опорных винтов сегментов подпятника, не допуская при этом изменения воздушного зазора между статором и ротором выше допустимых значений;

10) произвести контрольную проверку воздушного зазора двигателя;

11) соединить вал насоса и двигателя после их прицентровки, для чего подтянуть вал насоса к валу двигателя монтажными болтами, сделать контрольный поворот ротора для проверки отсутствия излома осей, развернуть отверстия и установить призонные болты. Соединение фланцев валов должно быть плотным, что проверяется щупом 0,03 мм, наличие зазора не допускается. Во время центрования и соединения валов двигателя и насоса не допускается опиловка центрирующего буртика вала двигателя. Проверить излом во фланцевом соединении поворотом ротора на 90 o , 180 o , 270 o и 360 o при нулевом зазоре в верхнем направляющем подшипнике двигателя и вынутом вкладыше подшипника насоса. Измерить биения валов индикаторами в трех горизонтальных плоскостях: на втулке подпятника, на фланцевом соединении и на шейке подшипника насоса, установить в каждой плоскости по два индикатора под углом 90° по осям двигателя. Проверить общую линию вала можно также по струнам. Устранить излом во фланцевом соединении шабровкой торцовой поверхности фланца вала насоса, незначительный излом устранить подтяжкой соответствующих болтов фланцевого соединения или установкой стальных прокладок. Собрать верхние и нижние щиты статора, а также верхнее и нижнее перекрытия двигателя. Произвести штифтовку верхней крестовины со статором и статора с фундаментными плитами;

12) проверить зазоры между щитами и вентиляторами. Все болты и гайки щитов, стоек и балок перекрытий должны быть законтрены.
ля прохода труб подачи масла и воды, кабелей в перекрытиях сделать отверстия по месту, которые необходимо уплотнить металлическими прокладками. Допускаются неплотности в отдельных местах верхнего перекрытия шириной не более 5 мм. Собрать схему теплоконтроля и установить измерительные приборы. Во избежание повреждения потоками масла капилляров термометров ТКП-160 Сг при выходе их из сегментов подпятника и направляющего подшипника закрепить капилляры киперной лентой к стальной проволоке и все закрепить необходимым количеством скоб. При установке термосигнализаторов в сегмент направляющего подшипника обратить внимание на его изоляцию по отношению к сегменту.

13) проверить состояние маслоуказателя, для чего:

а) очистить маслоуказатель от внешних загрязнений;

б) вывернуть успокоительный болт из маслоуказателя, очистить внутреннюю полость успокоительной камеры маслоуказателя и успокоительный болт от загрязнений; установить новую уплотнительную прокладку головки успокоительного болта и завернуть болт обратно. Допускается, при необходимости, смазать уплотнительную прокладку головки успокоительного болта тонким слоем маслостойкого герметика КЛТ-75;

в) проверить отсутствие на внутренних поверхностях стекла налета, затрудняющего визуальный контроль уровня масла, механических повреждений в виде трещин и сколов; прочистить мягкой проволокой «дыхательное» отверстие в верхней крышке маслоуказателя;

г) продуть маслоуказатели сжатым воздухом давлением не более 2 кг/см 2 для проверки проходимости маслоуказателя с контролем по напору воздуха, выходящего через «дыхательное» отверстие;

д) при обнаружения следов потеков масла через уплотнения маслоуказателя, налета на внутренней поверхности стекла, затрудняющего визуальный контроль уровня масла, инородных частиц (остатки герметика и т.п.) или других дефектов производится полная разборка маслоуказателя и устранение дефектов с последующей сборкой. При этом успокоительный болт вворачивается на место в последнюю очередь, после отвердевания герметика, уплотняющего стекло. После сборки маслоуказатель устанавливается на маслованну смотровым отверстием корпуса малоуказателя в сторону, противоположную корпусу электродвигателя, после чего производится повторная проверка маслоуказателя по п.13. г).

14) установить нижний подшипник качения, установить полумуфту;

15) собрать остальные составные части и детали двигателя.

В случае отсутствия меток минимального и максимального уровней масла на маслоуказателе, необходимо выполнить работы по нанесению уровней масла при проведении вспомогательных пусков двигателя, по отдельной программе турбинного цеха .

Указания по нанесению уровней масла на маслоуказателе:

1) после монтажа двигателя в крестовины заливается масло до минимального уровня (согласно заводской документации);

2) двигатель разгоняется до номинальной частоты вращения, после чего на маслоуказателе наносится метка минимального уровня красной маслостойкой эмалью по фактическому уровню масла с учетом мениска;

3) после остановки двигателя масло доливается до максимального уровня (согласно заводской документации);

4) двигатель разгоняется до номинальной частоты вращения, после чего на маслоуказателе наносится метка максимального уровня красной маслостойкой эмалью по фактическому уровню масла с учетом мениска.

Сегодня область применения электродвигателей весьма обширна, и одним из самых популярных и используемых типов двигателя является асинхронный электрический двигатель. Но и сам асинхронный электродвигатель делится на два вида:

  • с короткозамкнутой обмоткой ротора (короткозамкнутый ротор), фазным ротором;
  • двигатель Шраге-Рихтера (с питанием со стороны ротора).

Применение асинхронных электродвигателей

Асинхронные двигатели могут работать в двух режимах работы: в качестве генератора и в качестве электродвигателя. Это показывает, что они могут использоваться в качестве источника электрического тока в автономных передвижных источниках электроэнергии.

Применение асинхронных двигателей в качестве тяговой силы более обширно и затрагивает многие области жизнедеятельности человека. Они нашли широкое применение, как в бытовых электроприборах малой мощности, так и в технологическом оборудовании предприятий и сельском хозяйстве.

Виды основных неисправностей, их диагностика и необходимый ремонт асинхронного электродвигателя

Не смотря на то, что асинхронные электродвигатели обладают высокой надежностью и низкой себестоимостью изготовления, что и обусловило их популярность, они, тем не менее, выходят из строя. Некоторые неисправности электродвигателей можно диагностировать только на специализированном оборудовании и требуют ремонта в условиях завода по производству и ремонту электродвигателей. Однако, есть неисправности, которые можно диагностировать самостоятельно и устранение которых возможно в условиях вашего производства.

Одной из таких неисправностей является то, что электродвигатель при запуске не набирает нормальную скорость или же не вращается. Причины этой неисправности могут иметь электрическую или механическую природу. К электрическим причинам относится внутренний обрыв в обмотке ротора или статора, нарушение соединений в пусковой аппаратуре или обрыв в питающей сети. Если произошел обрыв внутренних обмоток двигателя, в случае соединения их по схеме «треугольник», то необходимо вначале их разомкнуть. После этого, при помощи мегаомметра определяется фаза, в которой произошел обрыв. После определения обрыва, обмотку электродвигателя перематывают заново и вновь собирают и устанавливают на место.

Понижение напряжения в сети, плохие контакты в обмотке ротора или большое сопротивление в цепи ротора электродвигателя с фазным ротором приводит к тому, что скорость вращения электродвигателя при полной нагрузке оказывается ниже номинальной. Плохие контакты в обмотке выявляются при помощи подачи напряжения (20 -25% от номинального) в статор электродвигателя. При этом, заторможенный ротор проворачивается вручную и проверяется сила тока во всех фазах статора. В исправном роторе, сила тока во всех положениях одинакова. В том случае, если в пайке лобовых частей нарушен контакт, то будет отмечаться падение напряжения. Максимально допустимая разница в показаниях не должна превышать 10%.

Разворачивание электродвигателя при разомкнутой цепи фазного ротора. Причиной подобной неисправности является короткое замыкание в обмотке ротора. Данная неисправность внимательным внешним осмотром, а также измерением сопротивления изоляции обмотки ротора. В том случае, если осмотр не дает результатов, то она определяется при помощи определения неравномерного нагрева обмотки ротора. При этом ротор затормаживается, а к статору подводится пониженное напряжение.

Равномерный нагрев электродвигателя выше допустимой нормы возникает из-за длительной перегрузки и ухудшения работы системы охлаждения. Эта неисправность приводит к преждевременному износу изоляции обмоток.

Местный нагрев обмотки статора возникает из-за замыкания обмотки на корпус в 2 местах, ошибочного соединения катушек в какой-либо фазе, замыкания между 2 фазами или короткого замыкания между витками обмотки в одной из фаз обмотки статора. Диагностировать данную неисправность можно при помощи уменьшения скорости вращения электродвигателя, сильного гудения или запаха перегретой изоляции. Определение поврежденной обмотки производится при помощи измерения сопротивления (поврежденная фаза имеет меньшее сопротивление), или при помощи измерения силы тока при подводе пониженного напряжения.

При соединении обмоток по схеме «звезда», сила тока в поврежденной фазе будет выше, нежели в остальных. В случае использования «треугольника», линейный ток в исправных проводах будет иметь более высокое значение.

Выгорание или оплавление стали, возникающие при коротком замыкании обмотке статора, замыкании стальных листов из-за касания статора о ротор или из-за разрушения изоляции приводит к местному нагреву активной стали ротора. В этом случае, появляется дым, запах гари, искры, усиливается гудения двигателя. Данная неисправность возникает из-за износа или неправильной установки подшипников, сильной вибрации или одностороннего притяжения ротора к статору (витковые замыкания в обмотке статора).

ИНСТРУКЦИЯ

ПО МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

К монтажу и обслуживанию двигателей допускаются лица, прошедшие технический инструктаж.

Запрещается эксплуатация двигателей без надежного заземления и крепления. Для заземления следует использовать только предусмотренные на двигателях специальные заземляющие зажимы.

Запрещается монтаж, обслуживание и демонтаж двигателей под напряжением. Запрещается работа двигателей со снятыми кожухом вентилятора и крышкой клемной коробки.

2. ПОДГОТОВКА К МОНТАЖУ.

Проверить соответствие напряжения и частоты питающей сети данным, указанным на фирменной табличке двигателя.

Удалить смазку с законсервированных частей двигателя. Убедиться в свободном вращении ротора от руки. Измерить сопротивление изоляции обмоток статора и ротора (только для двигателей с фазным ротором) относительно корпуса. Если сопротивление ниже 0,5 МОм, двигатель просушить. Динамически отбалансировать с полушпонкой детали привода, устанавливаемые на конце вала.

3. МОНТАЖ.

При установке двигателя предусмотреть свободный приток и отвод охлаждающего воздуха.

Во избежание повреждения подшипников при насадке деталей привода на вал необходимо обеспечить упор для вала с противоположной стороны. Двигатель укрепить на прочном фундаменте или соответствующем основании.

При соединении двигателя с приводным механизмом необходимо обеспечить соосность и параллельность соединения валов. Допустимая несоосность валов не более 0,2 мм.

Для привода с ременной передачей необходимо обеспечить правильное взаимное расположение валов двигателя и приводного механизма. Минимальный диаметр шкива на валу и максимально допустимое натяжение ремней определять по действующим нормам. Нагрузку второго конца вала производить только посредством эластичной муфты.

4. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ.

По окончании монтажа необходимо проверить правильность подключения двигателя к сети по схеме на крышке коробки выводов и паспорта (шильдика).

Проверить надежность затяжки контактных соединений в коробке выводов, крепежных соединений и уплотнений в штуцерах, исправность заземления.

Для проверки правильности монтажа, работы и направления вращения привода произвести пробный пуск двигателя на холостом ходу. Для изменения направления вращения двигателя необходимо поменять местами два любых провода питающего кабеля.

После пуска на холостом ходу и устранения замеченных недостатков произвести пуск двигателя под нагрузкой.

5. В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕОБХОДИМО:

Вести общее наблюдение за работой двигателя с целью контроля за нормальным техническим состоянием,

Систематически производить техническое обслуживание (периодичность - не реже одного раза в два месяца),

Производить текущий ремонт при замеченных отклонениях величины нагрева станины, уровня шума и вибрации и других отклонениях в работе двигателя, но не реже одного раза в год.

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

При техническом обслуживании двигателя необходимо производить наружный осмотр, очищать двигатель от загрязнений, проверять надежность заземления и состояние контактов в коробке выводов, измерять сопротивление изоляции.

Проверять механическое крепление двигателя к месту установки и соединение с приводным механизмом.

7. ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ НЕОБХОДИМО:

Производить демонтаж и разборку двигателя, промывку, чистку и сушку деталей. Производить осмотр подшипников, статора и ротора для обнаружения механических повреждений, выявления деталей, подлежащих замене, восстановлению и пригонке.

Производить подпитку войлочных уплотнений по линии вала трансформаторным маслом, через 3000 часов работы, но не реже одного раза в год.

Для двигателей с открытыми подшипниками производить пополнение или полную замену смазки через 6000 - 10000 часов работы, но не реже одного раза в два года. Для пополнения использовать только консистентные смазки на основе минеральных масел с литиевым загустителем.

Замену подшипников производить при наработке свыше 20000 часов и при повышенном подшипниковом стуке, шуме при работе двигателя, задевании ротора о статор, наличии механических повреждений. Подшипники снимать с вала только при помощи съемника.

8. ХРАНЕНИЕ.

Хранить двигатели можно в таре или без нее в закрытых вентилируемых помещениях, в атмосфере которых не содержатся кислотных, щелочных и других паров, вредно действующих на изоляцию и покрытия.

Резкие колебания температуры и влажности воздуха, вызывающие образование конденсата (росы) недопустимы.