Строительный портал - Винтажная Москва
Поиск по сайту

Сетка безопасности для вертолетной площадки. Требования к устройству площадок для вертолетов и спасательных кабин на покрытии здания

Вертодром предлагается строить на основе существующего аэродрома Смышляевка, ввиду экономии затрат на строительство летной полосы и его географического положения.

Смышляевка -- аэропорт местных воздушных линий города Самара. Расположен на восточной окраине Самары (в 15 км к востоку от центра города) в микрорайоне Аэропорт-2, входящем в черту города. Аэродром Смышляевка 4 класса, способен принимать самолёты типа Ан-2, Л-410 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов. С 15 июня 2012 года аэродром закрыт, преобразован в посадочную площадку и используется для производства авиационных работ.

Рисунок 7 - Схема аэропорта Смышляевка

Требования к посадочным площадкам для вертолетов

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» разработанных в соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» посадочные площадки должны отвечать следующим требованиям.

Посадочная площадка, предназначенная для самолетов, может быть использована вертолетами и иными видами воздушных судов при соблюдении требований, указанных в настоящих Правилах.

На посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее - зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее - зона FATO) и зона безопасности.

Зона FATO может быть расположена на ВПП или РД посадочной площадки, предназначенной для самолетов, либо вблизи них.

Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие:

Для вертолетов с максимальной взлетной массой более 3100 кг - поместить круг диаметром не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка;

Для вертолетов с максимальной взлетной массой 3100 кг и менее - поместить круг диаметром не менее 0,83D самого большого вертолета, для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка.

Средний уклон зоны FATO в любом направлении составляет не более 3%. Локальный уклон любой части зоны подхода, измеряемый по размеру колеи вертолета, не превышает 7%.

Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта.

На посадочной площадке предусматриваются не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне нее.

Зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета (11,5 метров), для полетов которого рассчитана данная зона.

Уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении, если иное ограничение не указано в эксплуатационной документации на воздушное судно.

Зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана.

Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой.

В зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне.

Объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 метров. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 метров над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%.

Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка.

В случае:

Если зона FATO имеет форму четырехугольника, каждая внешняя сторона зоны безопасности должна быть не менее 2D;

Если зона FATO имеет форму окружности, диаметр зоны безопасности должен быть не менее 2D.

Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для полетов вертолетов в приборных метеорологических условиях должна иметь размеры в поперечном направлении, не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны FATO.

Восходящий уклон поверхности зоны безопасности, когда она является твердой, в направлении от границы зоны FATO не должен превышать 4%.

На посадочной площадке обеспечивается, чтобы препятствия со стороны зоны FATO не были выше боковой поверхности ограничения препятствий, простирающейся с восходящим уклоном 45° от границы зоны безопасности до высоты 10 м.

В тех случаях, когда рельеф местности или препятствия делают невозможным осуществление взлета и посадки в двух направлениях, допускается устройство посадочных площадок со стартом в одну сторону. В таких случаях расстояние от торца посадочной площадки, включая зону безопасности, до препятствий, перекрывающих второе направление полосы воздушных подходов должно быть не менее 2D (27,5 метров).

При применении криволинейной траектории набора высоты и снижения зона, свободная от препятствий, должна обеспечивать возможность осуществления начала разворота при взлете и завершения разворота при посадке на высоте не менее 30 м для всех классов летно-технических характеристик вертолетов.

Место стоянки вертолета должно иметь размеры, достаточные для того, чтобы поместить круг диаметром, равным величине 1,2D вертолета, для которого планируется использовать место стоянки. В данном случае диаметр круга равен 16,5 метров.

Если место стоянки используется для разворота вертолета:

а) вокруг него располагается защитная зона, которая простирается в стороны на расстояние 0,4D (5,5 метров) от границы места стоянки;

б) минимальный размер места стоянки и защитной зоны должен быть не менее 2D.

Если на посадочной площадке предусматривается одновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, защитные зоны мест стоянки вертолетов и связанные с ними маршруты руления не перекрываются.

Если предусматривается неодновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, допускается перекрытия защитных зон мест стоянки вертолетов и связанных с ними маршрута руления.

Если место стоянки вертолета предназначено для руления по земле вертолетов, имеющих шасси с колесами, его размеры должны учитывать минимальный радиус разворота вертолетов, для размещения которых предназначено место стоянки.

Если место стоянки вертолета используется для сквозного руления по земле, то минимальная ширина места стоянки и соответствующей защитной зоны должна быть не менее ширины наземного маршрута руления.

Центральная зона места стоянки вертолета должна выдерживать статическую нагрузку и нагрузку, обусловленную движением вертолетов, для обслуживания которых она предназначена и должна иметь:

а) диаметр не менее 0,83D вертолета, для обслуживания которого она предназначена;

б) ширину не менее ширины наземной РД для руления по земле, если место стоянки вертолета предназначено для выполнения сквозного руления по земле.

Допускается совмещение зоны TLOF и места стоянки.

Уклон места стоянки вертолета в любую сторону не должен превышать 2%, если иное не предусмотрено эксплуатационной документацией воздушного судна.

Места хранения вертолетов, на которых не будет производиться запуск двигателей, должны иметь размеры, необходимые для безопасного хранения вертолетов.

Ширина наземной РД для руления по земле равняется не менее 1,5 размера колеи вертолета, для обслуживания которого предназначена РД.

Пространство над РД для руления по земле освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии на расстояние не менее 0,75D вертолета, для руления которого предназначена РД.

Продольный уклон РД для руления по земле вертолетов не должен превышать 3%, поперечный уклон не более 2%.

На РД для руления по земле вертолетов не допускается наличие каких-либо объектов, за исключением ломких объектов, которые вследствие своего функционального назначения должны там находиться.

РД для руления вертолетов по земле должна быть оборудована таким образом, чтобы исключить воздействие незакрепленных предметов на вертолет.

РД, предназначенные для руления по земле вертолетами и самолетами, должны соответствовать наиболее строгим требованиям к РД для самолетов и к РД для руления по земле вертолетов.

Ширина РД для руления по воздуху должна быть не менее 2 размеров колеи наибольшего вертолета, для руления которого предназначена РД.

Пространство над РД для руления по воздуху освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии РД на расстоянии не менее диаметра несущего винта вертолета, для руления которого предназначена РД, поверхность под указанным пространством должна быть пригодной для аварийной посадки и должна исключать повреждение вертолетов незакрепленными предметами.

Поперечные и продольные уклоны поверхности РД для руления по воздуху для вертолетов не должны превышать 10% и 7% соответственно или не должны превышать ограничений уклонов, установленных в эксплуатационной документации вертолетов, для руления которых рассчитана РД.

Вертолетные посадочные площадки с искусственным покрытием должны иметь опознавательную маркировку - букву «Н» белого цвета. На посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву «Н» красного цвета на фоне белого креста.

Поперечная линия буквы «Н» должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку. Размеры опознавательной маркировки должны быть не меньше размеров, указанных на рисунке 8.


Рисунок 8 - Опознавательная маркировка посадочной площадки при учреждении здравоохранения.

Маркировка зоны FATO прямоугольной формы состоит из трех одинаковых маркировок, расположенных вдоль границы каждой стороны, включая угловые, через равные интервалы. Если зона FATO имеет форму окружности или любую другую форму, минимальное количество маркировок, расположенных через равные интервалы, равно пяти. Белая линия маркировки границы зоны FATO должна быть шириной не менее 0,3 м.

Маркировка зоны TLOF должна быть обеспечена в том случае, если периметр зоны TLOF не является четко выраженным. Маркировка зоны TLOF состоит из непрерывной белой линии шириной не менее 0,3 м.

Маркировка точки приземления наносится таким образом, чтобы обеспечить нахождение вертолета на безопасном расстоянии от любого препятствия, если кресло пилота вертолета находится над маркировкой и представляет собой окружность желтого цвета с шириной линии не менее 0,5 м и внутренним диаметром равным 0,5D вертолета, для посадки которого предназначена зона приземления.

Рисунок 9 - Схема маркировки посадочной площадки с искусственным покрытием

Вертолетные посадочные площадки без искусственного покрытия обозначаются в соответствии с настоящими правилами.

Знаки посадочной площадки без искусственного покрытия могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, или флажки.


1 - рабочая площадь посадочной площадки; 2 - усеченный конус или призма; 3 - флажки-ориентиры или дорожный сигнальный конус или автопокрышка

Рисунок 10 - Обозначение рабочей площади вертолетной посадочной площадки без искусственного покрытия

На месте стоянки вертолетов с искусственным покрытием маркируется граница центральной зоны желтой или оранжевой линией шириной не менее 0,15 м.

Места стоянки, не имеющие искусственного покрытия, обозначаются четырьмя дорожными сигнальными конусами, автопокрышками или флажками, расположенными по углам квадрата, в который может быть вписан круг, размером 1,2D вертолета, для которого предназначена данная стоянка.

На искусственном покрытии осевые линии РД для руления по земле и РД для руления по воздуху маркируются пунктирной линией желтого или оранжевого цвета шириной 0,15 м и длиной 1,5 м с разрывами 3,0 м.

Маркировка маршрутов руления по воздуху над поверхностями без искусственного покрытия может быть выполнена флажками или дорожными сигнальными конусами или покрышками.

Посадочные площадки для вертолетов оборудуются ветроуказателем. Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных на рисунке 11


Рисунок 11 - Размеры ветроуказателя

Сведения о функциональном назначении объекта

Вертолетная площадка предназначена для обеспечения взлета и посадки вертолетов: Robinson R44 (полный взлетный вес 1089 кг., диаметр несущего винта до 10,06 м), Eurocopter ЕС 130 (полный взлетный вес до 3000 кг, длина до 13 м, диаметр несущего винта до 11 м), BELL-407 (полный взлетный вес 2268 кг., диаметр несущего винта 10,66 м.), Eurocopter AS-350 (полный взлетный вес 2250 кг., диаметр несущего винта 10,69 м.); гелиокоптеров «Ка-226» (максимальная взлетная масса 3400 кг., диаметр несущего винта до 13 м, длина фюзеляжа 8,10 м); легкого вертолета «Ансат» (максимальная взлетная масса 3300 кг., диаметр несущего винта до 11,5м.). В проекте предусмотрено обеспечение круглосуточного выполнения полетов, в простых и сложных метеоусловиях для оказания скорой медицинской помощи при чрезвычайной ситуации. Полёты - эпизодические. Постоянное базирование вертолетов на вертолетной площадке не предусматривается. Опознавательная маркировка вертолетной площадки ориентирована в направлении господствующих ветров в соответствии с годовой розой ветров данного района. Техническое обслуживание воздушных судов не предусматривается. Заправка вертолета топливом на вертолетной площадке не производится. Не предусматривается наличие специальной техники, обеспечивающей устранение обледенения вертолета и подогрева основных агрегатов в зимнее время.

Данные о проектной мощности объекта

Вертолетная площадка размещается на территории земельного участка с учетом требований по безопасности, эргономике, экологии и градостроительного плана. Вертолетная площадка работает в режиме постоянной готовности к обеспечению взлета. Взлет-посадка вертолета на ВП обеспечивается по вертолетному (без использований воздушной подушки) строго вертикально. Настоящая горизонтальная посадка вертолетной площадки обусловлена требованием по заданию на ее проектирование в непосредственной близости от Многофункционального спортивного комплекса «Сопка». Технологически эти объекты связаны. В проекте предусмотрено обеспечение круглосуточного выполнения полетов, в простых и сложных метеоусловиях для оказания скорой медицинской помощи при чрезвычайной ситуации. Полёты - эпизодические. Техническое обслуживание воздушных судов не предусматривается. Заправка вертолета топливом на вертолетной площадке не производится. Не предусматривается наличие специальной техники, обеспечивающей устранение обледенения вертолета и подогрева основных агрегатов в зимнее время. Стационарные системы запуска двигателей и электроснабжения бортовой сети вертолета на ВП не устанавливаются. Вертолетная площадка имеет размеры применительно к расчетному вертолету «Ансат»: зона приземления и отрыва (TLOF) диаметром 11,43 м; зона конечного этапа захода на посадку и взлета (FATO) диаметром 13,77 м; зона безопасности- 27,54x27,54 м; рабочая площадка имеет размер 15x15 м. Согласно технологическим регламентам с учетом выданного Заказчиком проектного задания постоянного присутствия обслуживающего персонала на объекте не предусматривается.

Проект многоэтажного паркинга на 4100 машиномест

    СП 121.13330.2012 "Аэродромы". Актуализированная редакция СНиП 32-03-96;

    СП 135.13130.2012 "Вертодромы. Требования пожарной безопасности";

    Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85*).

    Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов

    Приказ Министерство транспорта РФ от 13 марта 2017 года N 92 Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам вертодромов гражданской авиации";

    Приказ Министерство транспорта РФ от 19 августа 2015 года N 251 Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации";

    СТО НОСТРОЙ 2.25.114-2013. "Аэродромы. Устройство водоотводных и дренажных систем аэродромов".

Число автомобилей с каждым годом увеличивается. Транспортная проблема становится с каждым годом все острее. Одним из возможных решений транспортной проблемы является развитие надземного транспорта - вертолетных перевозок, вертолетное такси.

Москва и Московский регион также остро нуждаются в альтернативных видах транспорта.

Вертолетные перевозки нужны не только спецслужбам. Состоятельные жители Москвы и области все чаще будут предпочитать автомобилям более дорогой, но и скоростной способ добраться до работы, загородного дома, аэропорта - вертолетное такси. Но вертолетных площадок в Москве и Московской области мало.

Инвесторы, риэлторы и строители часто пользуются вертолетами для облета строительных площадок.


Вертолетные площадки необходимы при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Вертолеты появились сравнительно недавно. Крыши старых домов не предполагались для строительства на них вертолетных площадок. Найти свободное для строительства вертолетной площадки место в застроенных жилых массивах сложно. Поэтому вертолетные площадки целесообразно проектировать и строить на крышах новых зданий, например, многоэтажных паркингов.

Число многоэтажных паркингов в Москве и других крупных городах с каждым годом стремительно увеличивается.

Площадь крыши многоэтажных паркинги занимает значительную площадь. Например, общая площадь крыш 200 многоэтажных паркингов занимает около 100 гектаров. Это сопоставимо с площадью небольшого европейского города.

Крыши многоэтажных паркингов не столь насыщены различными вентиляционными трубами, как крыши, например, жилых многоквартирных домов.

При проектировании многоэтажного паркинга можно заложить расположение труб системы дымоудаления и вентиляции таким образом, чтобы часть крыши была полностью свободной и пригодной для строительства на ней одной или нескольких вертолетных площадок.

Спроектировать и построить вертолетную площадку на крыше многоэтажного паркинга проще и дешевле, если изначально, при его проектировании была предусмотрена такая возможность.

Плотность застройки территории Москвы возрастает. Количество жителей Москвы увеличивается. Число машин возрастает. Темп жизни растет. Все это обуславливает потребность в пусть и дорогих, но скоростных видах транспорта. Таким видом транспорта может быть вертолет.

Нередки случаи, когда минуты решают жизнь или здоровье человека. Если на дорогах пробки, то доставить человека, например, в медицинское учреждение на автомобилей бывает невозможно. Наличие вертолетных площадок на крышах многоэтажных паркингов в жилых массивах помогут решить такую проблему.

Важно учитывать, что будущее зависит от настоящего. Если сейчас не закладывать в идеологию многоэтажных паркингов возможность размещения на их крышах вертолетных площадок, то спроектировать и построить их потом будет сложнее и дороже.

Строительство вертолетной площадки обходится недешево. Но как можно оценить жизнь человека, которую можно спасти за счет того, что с помощью вертолета ему могла быть оказана оперативная помощь. Для этого вертолет должен иметь возможность приземлиться в нужном месте - вертолетной площадке.

Статическая нагрузка составляет: для вертолета К-12 - 11 тонн, для вертолета МИ-17 - 12 тонн. Динамическая нагрузка при посадке этих вертолетов составляет 22 тонны и 24 тонны соответственно.

На крышах домов, на которых устраиваются вертолетные площадки, не допускается размещение объектов, которые могут создать помехи при посадке вертолетов.

На заметку

Транспортно-спасательная кабина для людей из горящих небоскребов представляется собой люльку, которая подвешивается на внешнюю подвеску вертолета, и может снимать людей с верхних этажей зданий.

Специальная закрытая люлька опускается на крышу или на специальную площадку для транспортных кабинок, туда люди заходят, двери замыкаются и фактически вертолет превращается в лифт.

СП 267.1325800.2016 "Здания и комплексы высотные. Правила проектирования"

6.23 При необходимости устройства на покрытии здания площадки для спасательной кабины вертолета (на основании требований по пожарной безопасности) следует предусмотреть отдельный выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета). Размеры площадки для спасательных кабин устанавливают не менее 5 х 5 м. Максимальный уклон площадки к горизонту устанавливают не более 0,01. Периметр площадки следует окрасить желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадкой и в радиусе 10 м от ее центра запрещается располагать антенны, электрооборудование, кабели и т.п. Максимальную высоту препятствий относительно поверхности площадки в указанной зоне устанавливают не более 3 м.
При проектировании на покрытии здания площадки для пожарных и гражданских вертолетов ее выбирают размерами не менее 20 х 20 м и размещают на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия.

7.2.5 Для высотных зданий необходимо учитывать кратковременные нагрузки:
- на покрытие от пожарного вертолета или аварийно-спасательной кабины пожарного вертолета согласно 7.2.7 (если площадка для вертолета или кабины предусмотрена заданием на проектирование).

7.2.7 Площадки для спасательных кабин и вертолетов следует проектировать на покрытии зданий из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки - до 2,5 кг/см2, если иное не оговорено заданием на проектирование.

При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузки.

Воздействия от вертолетов на посадочные площадки на покрытиях зданий приведены в таблице 7.2.


Таблица 7.2 - Нормативные значения временные нагрузок на покрытия от вертолетов

Характеристика

Размер грузовой площадки, м

Легкие

Массой менее 5 т

0,2 х 0,2

Средние

Массой 5-15 т

0,3 х 0,3

Нормативная нагрузка по взлетной массе на основную (условную) опору не более 20 кН.

Нормативная нагрузка по взлетной массе на основную (условную) опору от 20 до 60 кН.

МГСН 4.19-2005 (не действует)
Приложение 14.2.3. Площадки для вертолетов и спасательных кабин (капсул, платформ и др.) необходимо предусматривать на покрытии зданий.
Площадки для кабин и вертолетов следует размещать на каждые полные и неполные 1000 кв. м площади кровли здания. При этом необходимо предусмотреть дополнительный выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета) .
Размер площадки для спасательных кабин должен быть не менее 5х5 м. Площадки следует проектировать ровными и размещать в центре кровли. Максимальный наклон площадок к горизонту не должен превышать 8°. Периметр площадок должен быть окрашен желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадками и в непосредственной близости от них не должны располагаться антенны, электрооборудование, кабели и т. п. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от её центра не должна превышать 3 м. Площадки для кабин следует проектировать из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки - до 2.5 кг/см2.
Размер площадки для спасения людей пожарными вертолетами должен составлять не менее 20х20 м. Данная площадка должна находиться на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия. При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузку.
Примечание. Статическая нагрузка для вертолетов класса К-32 составляет 11 т, а динамическая нагрузка - 22 т. Статическая нагрузка вертолета класса МИ-17 составляет 12 т, а динамическая - 24 т.
Площадка должна иметь металлический поддон с глухим парапетом высотой не менее 0,1 м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом) , а также решетчатое ограждение высотой не менее 0,9 м. Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади. Расчетное время работы установки - не менее 10 мин. при заполнении объема 20х20х0,1 в течение 1,5 мин. Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1,2 м"

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

ГрК РФ, Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

Типы вертолетных площадок

Вертолетные площадки подразделяются на постоянные, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов заданного полетного веса, в том числе по-самолетному (с использованием непродолжительного разбега), и на временные - для взлета и посадки по-вертолетному (вертикально).

По назначению аналогично аэродромам вертолетные площадки разделяются на транспортные (базовые, конечные, промежуточные), спец. применения и учебные.

Транспортные вертолетные площадки в случае их расположения вне пределов аэропорта наз. вертолетными портами и предназначаются для обеспечения грузо-пассажирских перевозок на воздушных линиях местного значения; вертолетные площадки спец. применения- для вертолетов, выполняющих авиационно- химич., геологоразведочные и др. работы, включая оказание скорой медицинской помощи населению.

Прохождение экспертизы проектной документации вертолетной площадки: http://gge.ru/

Проектирование КДП выполняется согласно:

    "Нормам технологического проектирования командно-диспетчерских пунктов в аэропортах";

    "Руководству по проектированию командно-диспетчерских пунктов в аэропортах";

    "Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий", Москва, 1985.

Шум, создаваемый вертолетом на местности, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума EPNL, измеряемых в EPN дБ, установленных ГОСТ 17229.

    ГОСТ 24647-2014 "Вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума и методы определения уровней шума на местности";

    ГОСТ 22283-2014 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения";

    ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) "Шумомеры. Часть 1. Технические требования";

    ГОСТ 31295.1-2005 (ИСО 9613-1:1993) "Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 1. Расчет поглощения звука атмосферой";
    ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996) "Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета";

    ГОСТ 20296-81 "Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шум";.

    ГОСТ 17229-2014 "Самолеты пассажирские и транспортные. Метод определения уровней шума, создаваемого на местности";

    ГОСТ Р 53187-2008 "Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий";

На что следует обратить особое внимание:

    На крыше должны быть входы-выходы с двух лестниц типа Н1 с отапливаемым тамбур-шлюзами с подпором воздуха.

    С вертолетной площадки должен быть запроектирован или пандус для МГН, или площадка должна быть вровень с поверхностью крыши (в последнем случае демпфирующая конструкция должна быть утоплена внутри технического этажа.

    Все вентканалы в зоне расположения вертолетной площадки должны быть убраны. Должна быть централизованная система вентиляции.

    На крыше через отапливаемые тамбур шлюзы должен быть обеспечен выход с двух лифтов грузоподъемностью 1000 кг, один из которых для пожарных подразделений.

    Гарантированная надёжность защиты от прямого удара молнии (Молниезащита) не ниже 0,95 ля всей крыши (Объект II-го класса МЗ).

    Обязательна защита от шума ближайших зданий за счет шумозащитных экранов.

Краткая законодательная справка о СЗЗ

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.

В соответствии с п. 2.2 СанПиН.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно: сначала расчетная (предварительная) СЗЗ на основании расчетов и затем установленная (окончательная) СЗЗ на основании протокольных измерений.

Технические решения, принятые при проектировании и строительстве вертолетной площадке должны соответствовать требованиям СП 51.13330.2011 "Защита от шума" и СП 23-103-2003 "Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий".

В соответствии с Постановление Правительство Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222
«Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

А) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

Б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

В случае если в отношении аэродрома (вертолетной площадки) в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не требуется.
Указанное решение об установлении приаэродромной территории является основанием для принятия в соответствии с настоящими Правилами решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении такого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, принятого до установления этой приаэродромной территории.

В соответствии со СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с изменениями на 25 апреля 2014 года) п.2.9. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

В последнее время многие экспертные организации и территориальные органы Роспотребнадзора рекомендуют разработчикам сокращать расчетные размеры СЗЗ аэропортов и соответствующих санитарных разрывов.

Объясняется это, в первую очередь, расширением границ населенных пунктов и необходимостью обеспечения широкого круга как населения, так и государственных служащих, например, сотрудников МЧС, врачей, спецслубж и др. возможностью оперативного передвижения.

Законодательно закрепленный индивидуальный подход к расчету каждой конкретной СЗЗ, по сути, позволяет всем заинтересованным сторонам, например, государственным органам власти, экспертам и проектировщикам субъективно трактовать СЗЗ вертодромов.

Поэтому отношение законодателя к размеру СЗЗ вертодрома на крыше городской больницы, имеющей стратегическое назначение для города, скорее всего, будет мягче и лояльнее.

За счет принятия комплекса мер по защите от шума, в частности, установка за счет города новых шумозащитных окон в ближайших зданиях, шумозащитных экранах ближайших зданий и вокруг вертолетной площадки, внесение изменений в конструкцию верхней части проектирования здания можно добиться значительного снижения уровня шума.

Моделей вертолетов для транспортировки больных много. Снизить уровень шума можно также за счет взаимодействия с производителем вертолетов. За годы строительства здания с вертолетной площадкой можно доработать базовую модель вертолета, добившись снижения уровня шума.

В любом случае, жизнь человека, тем более, потенциально многих людей, нельзя оценить. Если вертолетная площадка на крыше городской больницы может спасти жизнь даже одного человека, то ради этого стоит рассмотреть возможность ее проектирования и строительства.

По вопросам заказа проектирования вертолетных площадок на крышах многоэтажных паркингов обращайтесь к нам по контактным данным, указанным на сайте.

В последние года вертолетная площадка является не элементом роскоши очень богатых людей, а скорее элементом дизайна территории возле домов. Не каждому по карману приобретение вертолета и строительство площадки для его содержания, но все же с каждым годом появляются все новые владельцы подобной техники для передвижения. Данные аппараты очень актуальны за счет того, что большинство высокопоставленных чиновников просто не могут терять драгоценное время, стоя в пробках на дорогах города.

Проектирование и строительство вертолетных площадок является достаточно востребованным, кроме того, подобные услуги предлагает огромное количество фирм. Но не стоит доверять первой попавшейся компании проектирование и дальнейшую постройку вертолетной площадки. Прежде всего, каждый заказчик должен иметь хоть какое-то минимальное представление о принципах и требованиях для данных работ. Самым главным при выполнении этих работ является соблюдение требований безопасности при эксплуатации и соблюдение установленных государством санитарных норм. Кроме того, в зависимости от дальнейшего использования площадка должна иметь соответствующие размеры и правильную разметку.

Основные этапы проектирования и строительства вертолетных площадок:

Прежде всего, нужно произвести профессиональное исследование возможностей площадки при ее размещении.

Обязательно нужно провести инженерно-изыскательную работу местности.

Этап составления технического и экономического плана строительного объекта будущей площадки.

Прорабатывается схема всего светового и сигнального оборудования на площадке. На этом этапе производят расчет сопутствующего оборудования для навигации и радиосвязи.

При необходимости просчитываются места для стоянки и дорожек для руления судов к взлетной площадке. При создании полноценного вертодрома планируют дополнительные сооружения для технического обслуживания и заправки вертолетов.

В конце работы генеральный проектировщик делает свое заключение и передает проект на строительство.

Проектирование и строительство вертолетных площадок в обязательном порядке должно соответствовать государственным нормам. Кроме того, площадка должна отвечать требованием по безопасности и охране окружающей среды.

В мегаполисах у многих обеспеченных людей рано или поздно стаёт вопрос о том, чтобы перейти на альтернативный транспорт, особенно когда нужно быстро добраться за город или на один из объектов бизнеса. На машине путь занимает длительное время, так как пробки, которые возникают каждый день, не дают своевременно добраться до пункта назначения. Выбором многих становится вертолёт, который позволяет быстро и без пробок добраться в любое место. Но по требованиям законодательства и техники безопасности, вертолёты в городе должны приземляться только на специально оборудованные площадки, чтобы гарантированно предотвратить аварии. Проектирование вертолётных площадок — задача непростая, она требует знания не только в области авиамеханики, но также и всех законодательных требований, в соответствии с которыми должен выполняться проект.

Проектирование вертодромов: безопасность и функциональность.

Главное правило для любой площадки — это безопасность. Она должна быть оборудована по всем современным стандартам, которые упрощают посадку в условиях города, имеют сигнальные огни, разметку, и т. д. Очень важно также, чтобы территория и покрытие выдерживали вес вертолёта, который будет туда приземляться. Если не учитывать фактор веса самолёта, то можно столкнуться с очень быстрым износом здания, прогибами конструкций крыши и т. д. Именно поэтому, когда выполняется проектирование вертолётных площадок, нормы должны соблюдаться по всей строгости. Обращаясь к нам, вы гарантированно получаете профессионально выполненный проект, который будет учитывать все особенности современных площадок и вертолётов, которые планируют туда приземляться.

Множество компаний, которые занимаются проектами, учитывают только отечественные нормы и стандарты, стараясь предоставить проект как можно быстрее, и чтобы по смете он выходил очень дешёвым. С одной стороны, клиентов завлекают низкие цены, но они могут сильно пожалеть, что согласились на такой вариант. В нашей компании мы всегда используем международные стандарты и нормы, которые намного строже отечественных. Это позволяет нам добиться отменного качества как выполненного проекта, так и площадки, которая будет по нему выполнена. В особенности это касается площадок, приспособленных к этому. Нужно грамотно укрепить конструкцию крыши и использовать современные материалы, которые гасят вибрации и не дают материалам стен и потолков в здании вибрировать и изнашиваться. После идеально выполненного профессионального проекта, при сооружении площадки вы уже почувствуете всю надёжность данной конструкции. А при использовании и вовсе увидите, что здание, на крышу которого приземлился вертолёт, ничем не отличается от обычного, и его жильцы никак не ощущают этот фактор.

Проектирование вертолётных площадок играет немалую роль и в удобстве использования. Если продумать все современные и необходимые меры безопасности, разметки, сигнализации и т. д. , то использовать площадку станет намного удобнее, так как она будет оборудована, местами автоматизирована и хорошо освещена в любое время суток. Это существенно снизит риски аварийных ситуаций, ведь даже у самых опытных пилотов при сильном ветре или буре случаются непредвиденные ситуации, которые либо требуют экстренности посадки, либо могут привести к столкновению с каким-либо объектом на крыше. И хотя такие случаи редко заканчиваются серьёзными повреждениями и травмами пилота и пассажиров, всё же нужно предусмотреть их заранее, чтобы в случае их возникновения вы были спокойны и уверенны.