Строительный портал - Винтажная Москва
Поиск по сайту

Подготовка сада к зиме: какие работы выполнить осенью. Как зимуют травы, деревья и кустарники В

Тема

Как зимуют травы, кустарники и деревья

Цель темы

Обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить детей делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Планируемый результат

Узнают о жизни трав, деревьев и кустарников в зимний период; научатся делать выводы на основе наблюдений; получат представление о внутреннем строении почки.

Основные понятия

Понятия: -деревья-, -кустарники-, -травянистые растения-.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Окружающий мир»

school collection edu. ru

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах, в группах.

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД : осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование (лупу); следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать из для бережного отношения к природе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определённых познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе и адекватного представления об учебной деятельности.

Ход урока

I этап. Организационный момент.

Разминка «Здравствуйте!»

Скажем «Здравствуйте» - руками,

Скажем «Здравствуйте» - глазами,

Вы в глаза нам посмотрите,

Левым глазом подмигните,

Подмигните правым глазом

Скажем «Здравствуйте» - мы рады»!

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Каждый вспомнит правила поведения на уроке.

Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

II этап. Актуализация знаний.

На интерактивной доске - зимний пейзаж.

Театрализованное представление.

Учитель: Зима. Снегу в лесу навалило – ни проехать, ни пройти. Как - то по лесу бежал заяц и ворчал (вбегает заяц).

Заяц: Ишь, сколько намело. Как мне надоел этот снег. Все время проваливаюсь.

Услыхал зайца старый тетерев, хвост распустил и зачастил, забормотал: «Кур-гур-гур! Чи-ш-ш! Куда косой спешишь?»

Заяц: Ой, кто это?

Тетерев: Не бойся, это я - тетерев. Кого это ты так ругаешь?

Заяц: Кого-кого? – да снег! Везде мне мешает

Тетерев: Не прав ты косой, не прав, не прав.

Заяц: Все равно, плох твой снег, все снег загубил и травку, и землю застудил.

Тетерев: А ты знаешь, заяц я ведь часто гляжу на засыпанную снегом землю, да и задумываюсь. Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?

III этап. Изучение нового материала.

Учитель: Давайте поможем тетереву найти ответы на его вопросы и подумаем над тем, как зимуют травы, кустарники и деревья? (Этот вопрос появляется на интерактивной доске).

А как одним словом назвать травы, деревья и кустарники?

Растения мы относим к живой или неживой природе? Докажите. (Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают. Это признаки живой природы.)

А теперь продолжим наш разговор. Начнём с первого вопроса тетерева (СЛАЙД). Давайте его прочитаем: «Что же там под ним, под этим холодным сухим морем снега?»

А вы ребята, знаете?

В нашем классе есть ребята, которые заинтересовались этим вопросом раньше. Они лопаткой разгребли снег и вот что они увидели…(показ СЛАЙДОВ).

Правы мы были, когда отвечали на первый вопрос тетерева?

Что вызвало у вас удивление при просмотре слайдов?

Катя, расскажи, где тебе удалось увидеть такое чудо?

Какой вывод можно сделать? (Все ли травы умирают на зиму?)

А как же зимуют травянистые растения, и что их защищает от мороза?

Вы правы, но точнее об этом можно сказать так: между снежинками есть воздух, а он хорошо держит тепло, то есть не бывает под снегом сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.

Ребята, а ведь есть растения, которые высаживают осенью, то есть в зиму. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и концу лета принесёт урожай (СЛАЙД).

А какие растения высаживают ваши родители или бабушки на огороде осенью? (СЛАЙД)

Как вы думаете, какая зима лучше для растений снежная или бесснежная? Почему?

Давайте вспомним второй вопрос тетерева (СЛАЙД): «Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?».

Мы ответили на этот вопрос?

Ребята как вы думаете, зайчик понял, что именно снег защищает наши растения от мороза?

Вернёмся к теме урока. Прочитаем её ещё раз. Остановимся на вопросе: как зимуют кустарники и деревья.

Но сначала вспомним, какие растения относят к кустарникам, какие к деревьям.

Выполним задание. Пододвиньте листочки, рассмотрите их внимательно. Что вы видите с левой стороны листочка, с правой?

Соедините название растений со своей группой с помощью стрелок.

Берёза дерево

Ель кустарник

Смородина

Проверка у интерактивной доски

А на какие 2 группы делятся деревья? Как отличить лиственное дерево от хвойного?

На парте у каждого есть картинки с изображением лиственного или хвойного дерева. Ваша задача определить, какое это дерево хвойное или лиственное.

(рисунки ели, сосны, дуба, рябины, березы, дети прикрепляются на определенный участок).

На 1 участок посадите хвойные растения

На 2 участок посадите лиственные растения.

Все лиственные деревья на картинках изображены летом или осенью. А вот что же с ними происходит зимой, мы пронаблюдаем по вашим фотографиям (Демонстрация СЛАЙДОВ).

Физкультминутка «В лес на лыжах».

Мы на лыжах в лес идем, Дети машут руками, словно
Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловищем
Он деревья крутит, вертит вправо и влево.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, Прыжки.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

Что же происходит с деревьями зимой?

Я хочу предложить работу в парах. Цель: проверить, действительно ли лиственные деревья остались без листьев.

Для этого из леса были взяты веточки березы. На них нет листьев, но есть бугорки – почки.

Возьмите лупы, рассмотрите почку целиком, что вы видите?

Какого цвета будущие листочки?

Откройте тетради на с.31. Раскрасьте разрез почки. Вашим помощником будет учебник с.42.

Когда закладываются почки на ветках?

(Почки закладываются весной, когда на ветках появляется молодая листва. Молодые листочки растут, а вместе с ними растут и почки на ветках. К осени они покрываются плотными чешуйками).

Продолжим работу в учебнике. Рассмотрим рисунок на с 42 в левом верхнем углу.

Что необходимо, чтобы из почки появились листочки?

Может ли мороз погубить дерево? (Если дерево промёрзнет все насквозь, то оно погибнет. Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Зимой соки дерева становятся густыми, густыми и движение соков замедляется. Дерево словно засыпает. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливее: сок дерева еще больше густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести – четыреста раз слабее, чем летом. На каждом дереве под корой есть панцирь (специальный слой). Чем старше дерево, те толще такой слой. Тем легче пережить зиму. В снежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.)

Как же деревья зимой от мороза защищаются?

Продолжим работу по учебнику. Маша и Миша побывали и в зимнем лесу, и в поле, и в саду. Что ещё они увидели под снегом? (ягоды и цветущие растения).

Кого мы видим в саду семьи Ивановых? Что он делает? А зачем?

IV этап. Закрепление изученного.

Вспомните, на какой вопрос мы искали ответ? Много выводов мы сделали. Сравним наши выводы с выводом, который сделали авторы нашего учебника (вывод читается в учебнике на стр. 43)

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Что вы видите на доске? Есть снежинки большие и поменьше.

Большую снежинку возьмёт тот, кому на уроке было интересно, он узнал что–то новое.

Снежинку поменьше возьмёт тот, кому было трудновато.

Я вам их дарю за хорошую работу на уроке. Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями.

«Изменения в природе зимой» - Клёст - друг ели. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Зима. Как зимуют деревья, кустарники и травы. Белка. Зима в жизни растений. Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели. Неживая природа. Избушка новая, для всех столовая, зовёт обедать, крошек отведать. Медведь.

«Деревья зимой» - Шишки у сосны короткие, с круглыми чешуйками. Ясень. Ель. И вот что узнали… Мы узнали, что в Петропавловском парке растут. Дуб. Клен. Маленькие, круглые орешки с одним крылышком. Дерево с высоким оранжевым или желтоватым стволом? Зимой на веточках липы можно найти плоды -. Липа. Клен легко отличить от других растений по крылаткам-пропеллерам.

«Зимний лес» - Беседа о зимнем лесе. Народные пословицы. У меня длинней иголки чем у елки. Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Берёза. Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Помощь птицам зимой. Следы в лесу. Руки-сучки. Солнце- на лето, зима - на мороз! Что за зверь? Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

«Путешествие в зимний лес» - Не ветер бушует над бором. Еду. Тихо. Слышны звоны. Путешествие в зимний лес. Чудная картина, как ты мне родна. Поет зима - аукает. Чьи это следы. Запишите предложение про зайца. Путешествие. Запишите предложение про лису. Учись у них - у дуба, у березы. Чародейкою зимою околдован, лес стоит. Запишите предложение про белку.

«Природа зимой» - Тема: В гости к зиме. Магазин школа ферма стройка аэропорт больница. Как меняется продолжительность дня? Из чего образуются снежинки? Что такое наст? Итог урока. Какие осадки выпадают зимой? Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы? Зима. Как образуется снежная крупа? Как меняется температура?

«Неживая природа в зиму» - Неживая природа зимой. 1. Оттепель 2. Гололедица 3. Снегопад 4. Метель 5. Изморозь. Характеристика зимы. Снегопад. Оттепель. -Самое холодное время года. -Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. -Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. -Замерзают почва и водоёмы. -Приходят морозы. -Земля покрывается снежным покровом.

Всего в теме 13 презентаций

Каждый год цветоводы-любители волнуются, как переживут зиму многолетние цветы и кустарники. В последние годы именно кустарники набирают популярность, потому что без особых хлопот могут украсить сад и цветами, и пышной зеленью. Какие меры нужно предпринять, чтобы зимовка прошла благополучно?

НАЧНЕМ С ПОКУПКИ

Выбор посадочного материала играет огромную роль в зимостойкости вашего растения. Импортные саженцы часто плохо зимуют, так как изнежены теплым климатом Европы. Даже зимостойкие виды и сорта имеют более низкую зимостойкость по сравнению с теми же растениями, выращенными в местных питомниках.

К таким кустарникам относятся форзиции, дейции, вейгелы, рододендроны. Первые 2-3 года желательно их укрывать. Укрытие заключается в мульчировании приствольного круга (так как страдают корни) и утеплении надземной части с помощью спанбонда, мешковины или других материалов. Гибкие ветви можно пригнуть к земле и прижать досками.

Если у вас есть такие кустарники, позаботьтесь о них хотя бы сейчас, если не укрыли раньше. Сильных морозов еще не было, вы успеете сберечь свои растения.

С годами зимостойкость импортных саженцев повышается, но порой они погибают уже в первую зиму. Очень удобно покупать растения в садовых центрах (там такие красивые коробочки!), но если саженцы из Европы, не поленитесь съездить в ближайший питомник!

ВИДЫ ИЛИ СОРТА?

Как правило, видовые растения зимуют лучше, чем сортовые, а тем более гибридные. Очень крупные цветы - это не норма для растения, они нарушают биологическое равновесие и снижают его иммунитет. Поэтому в некоторых случаях стоит отказаться от сортов.

Бытует мнение, что видовые растения не такие красивые, как сортовые. Далеко не всегда! Например, видовые рододендроны очень красиво и пышно цветут. Порой их не отличить от сортовых.

Кроме того, есть особое изящество, когда цветы у кустарника не такие крупные. А главное, эти растения будут цвести каждый год, а сортовые могут подмерзать.

В качестве примера - вейгела. Самые зимостойкие виды - вейгела цветущая и вейгела ранняя. У них розовые обильные цветы.


Вейгела гибридная, которая часто бывает в садовых центрах, имеет яркие, малиново-красные или бордовые цветы. Листья и побеги тоже с красноватым оттенком. Выглядят такие растения очень декоративно. Но в первые годы после посадки они подмерзают, да и позднее, в суровые зимы, могут пострадать.

КУСТАРНИКИ ИЗ СЕМЯН

Зачем выращивать кустарники из семян, если их можно посадить сразу кустиком? Дело в том, что сеянцы более зимостойки. Выращенные сразу в ваших условиях, они привыкают к этому микроклимату с младенчества.

Прекрасный пример - буддлея. Саженцы буддлеи часто погибают после первой зимы, а сеянцы живут голами и превращаются в пышно цветущий куст! На зиму его обрезают "на пень" и укрывают. Это совсем несложно, так как пенек в 15-20 см достаточно укрыть лапником и спанбондом.

ЛОПАТУ В РУКИ!

Как только выпадет первый снег, нужно использовать его для утепления нежных культур. Лопатой сгребаем снег с дорожек и набрасываем его на укрытые розы, клематисы и в приствольный круг слабозимостойких кустарников. Каждый сантиметр снега снижает мороз примерно на 1 градус. Таким образом, при толщине снега в 10 см и морозе -20С, у корней температура будет всего -10С, а такие условия многие растения терпят.

Итак, за лопату, друзья! Снег - наш главный помощник!

19.08.2015 4811 0

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Оборудование: пакетики, ведерко, лопатка.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы проведем урок-экскурсию в зимний парк. Послушайте, как Виталий Бианки говорит о зиме:

«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и задумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»

– А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом? (Под опавшей листвой зимуют насекомые, а в норках проводят зиму жабы, ящерицы.)

– А остались ли на дне «снежного моря» травы? Об этом мы узнаем сегодня.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

1. Б е с е д а «Как зимуют травы».

– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега, что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.

А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают себя: «Ну что же, так уж положено природой!»

Как мало мы ещё знаем природу!

Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.

По возможности учитель показывает ученикам, как зимуют многолетние растения: турецкая гвоздика, ирисы, флоксы. Раскопав снег лопаточкой, ученики находят зеленые побеги этих растений.

Если есть возможность, можно раскопать снег в саду или в огороде. Открытием для ребят станет то, что «на дне снежного моря» зеленеют земляника, одуванчик, подорожник, щавель, кошачья лапка, лютик едкий.

– Почему у трав зеленые листья не погибают в зимнюю стужу?

Потому, что под снегом не бывает сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.

Если есть возможность, то учитель знакомит с формой зимовки однолетних растений на примере озимых.

– Озимую пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и к концу лета принесет урожай.

2. Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья».

– Какие кустарники и деревья растут в нашем парке?

– Как вы думаете, живы ли эти растения?

– Найдите и соберите оставшиеся семена кустарников и деревьев. Чтобы убедиться, живы ли эти растения, мы посадим их семена в горшочек с землей.

– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как они выглядят? Есть ли на них листья?

– Засыпаны ли они снегом?

– Может ли мороз убить дерево?

– Если дерево промерзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно умрет. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью – молоденьких.

– Как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода?

– Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал) дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливей; сок дерева еще более густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести-четыреста раз слабее, чем летом.

Учитель читает рассказ В. Бианки «Лес зимой».

«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти… погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой – вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями... Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа...»

– Остаются ли деревья на зиму без листьев? (Хвойные деревья остаются на зиму с листьями-хвоинками. А лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву в период листопада.)

Учитель показывает почки на лиственных деревьях и кустарниках.

– Будущие листья спрятаны зимой в этих почках.

– А как человек может помочь деревьям зимой? (Засыпать приствольные круги снегом.)

3. З а н и м а т е л ь н а я с т р а н и ч к а.

Если позволяет погода, учитель может провести мини-викторину о зимнем времени года.

В о п р о с ы:

1) Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, изморозь, оттепель.)

2) Что происходит в зимнее время с лиственными деревьями? (Сбросив листву, они засыпают.)

3) А почему не засыпают хвойные деревья? (Смола мешает промораживанию ствола, и в нем сохраняются соки.)

4) А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются лучи снежинок.)

5) Какое хвойное растение является чемпионом по выделению фитонцидов? (Можжевельник.)

– Один гектар можжевельника выделяет 30 кг фитонцидов в сутки. Этим количеством можно уничтожить всех микробов в большом городе.

6) О чем беспокоятся рыбы подо льдом? (Рыбы боятся задохнуться подо льдом. Необходимо делать лунки.)

7) Где зимой прячутся тетерева? (Под снегом.)

8) Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи перебираются поближе к человеческому жилью? (Зимой мало корма в лесу.)

9) Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Нет.)

10) Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, пещерах.)

11) Все ли зайцы белы зимой? (Русаки остаются серыми.)

12) Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест.)

13) Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

14) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

15) С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

16) В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

17) В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

18) С какого числа начинается астрономическая зима и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)

19) Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

20) Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

21) Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

22) Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

Учитель подводит итог игры.

III. Итог экскурсии.

– Какие подарки готовит нам каждый год зимушка-зима? (Белый снег, свежий воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и др.)

– Как зимуют травы?

– Как зимуют деревья и кустарники?

– Как может человек помочь перезимовать растен

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья»

Задачи урока:

Предметные :

    Расширить знания учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний период.

    Познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой.

    Рассмотреть внутреннее строение почек.

    Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов.

Метапредметные :

    Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества.

    Продолжить формирование умения работать с оглавлением учебника, учебными текстами.

    Развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов.

    Продолжить формирование умения делать выводы из наблюдений.

    Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,

Личностные:

    Продолжить работу по воспитанию у детей бережного отношения к природе.

    Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников.

Оборудование и наглядные пособия:

Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 1 класс, хрестоматия «Давай знакомиться, мир!» 1 класс, тетрадь для самостоятельной работы, лупы, разрезанные почки деревьев и кустарников, веточки деревьев и кустарников, собранные во время экскурсии.

1.Организационный момент.

Организовать рабочее место учащихся

Контроль организации рабочих мест учащихся

Проверка готовности рабочих мест

Самоопределение

Мобилизация волевых усилий

II . Изучение нового материала.

Работа с содержанием учебника

Учить детей ориентироваться на страницах учебной книги.

    Как называется тема, с которой мы будем работать сегодня?

    На какой странице нам нужно открыть учебник?

    Откройте учебник на странице, где обозначена эта тема.

    Какие цели поставим на урок?

(Есть ли жизнь в воде подо льдом?)

(Как зимуют травы, кустарники и деревья)

Работать с оглавлением и справочниками учебника;

Работа с разворотом учебника

Актуализация знаний учащихся, полученных на экскурсии.

Работа с хрестоматией «Давай знакомиться, мир!».

Работа с разворотом учебника

    Рассмотрите пиктограммы на этой странице. Что они обозначают?

    Рассмотрите иллюстрацию на развороте учебника. Как вы думаете, какие растения могли бы увидеть Маша и Миша, оказавшись рядом со своим отцом?

Учитель .

    Есть ли жизнь под снегом?

    Что могли бы увидеть Маша и Миша под снегом в лесу, в поле, в саду?

    Как вы думаете, умирают ли на зиму травы? Для уточнения ответа на этот вопрос обратимся к хрестоматии. (с.40, «Умирают ли на зиму травы?»)

    Какой вывод сделаем из прочитанного?

    Можно ли под снегом увидеть цветущие растения?

    Рассмотрите изображение этих растений на иллюстрации. Знакомы ли они вам?

    Нелегко приходится растениям зимой. Как деревья зимой от мороза защищаются?

    На прошлых уроках мы много говорили о том, как помочь животным зимой, рыбам подо льдом, изготавливали и развешивали кормушки для птиц. А как можно помочь растениям зимой?

    Что делает папа Маши и Миши в саду? Зачем он это делает?

Подумай, проведение опыта, долгосрочный эксперимент.

Деревья: берёзу, сосну, ель, яблоню, кусты, травянистые растения: пижму, мятлик.

Зимующих под опавшей листвой насекомых, жаб, ящериц, сухие стебли с плодами и даже зелёные растения.

Ответы детей.

Текст читает учитель.

Травы на зиму не умирают. Многие из них остаются под снегом зелёными.

Пастушья сумка, анютины глазки, ярутка.

У деревьев прекращается сокодвижение, они заранее сбрасывают листву.

Укрыть теплолюбивые растения плёнкой, укрыть корни растений опавшей листвой или опилками, связать ветви кустарников.

Ответы детей.

Снег очень тяжёлый и может поломать ветки.

Формирование экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;

Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Формулирование и удержание учебной задачи.

Использование установленных правил в контроле способа решения;

Использование словаря учебника (УМК), в процессе изучения нового материала.

III . Практическая работа.

Правила при проведении опытов

Проведение опытов.

Работа в тетради на печатной основе

Фиксация результатов проведённых опытов

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях

Найдите пиктограмму «Подумай», прочитайте вопрос. Как вы думаете, остаются ли деревья на зиму без листьев?

    Что вы можете сказать о хвойных деревьях?

    А о лиственных?

    Рассмотрите рисунок слева, рядом с пиктограммой, указывающей на проведение опыта.

    Как вы думаете, что мы будем делать?

Учитель . Чтобы рассмотреть почку в разрезе, мы воспользуемся лупой.

Учитель Начнём практическую работу с повторения правил при проведении опытов

1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

5. Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.

Опыт.

Учитель . Рассмотрите разрезанную почку через лупу. Что вы видите внутри почки?

Поменяйтесь местами и рассмотрите другие веточки.

Несмотря на то, что лиственные деревья и кустарники сбросили осенью листву, без листьев они не остались. Маленькие листья в зачаточном состоянии спрятаны в почках. Сверху они покрыты коричневыми чешуйками.

    Результаты своих наблюдений мы зарисуем в тетради для самостоятельных работ.

    Откройте тпо на с.31, найдите задание №30. Рассмотрите пиктограммы. О чём они говорят?

    Прочитайте задание. Зарисуйте свои наблюдения в пустом прямоугольнике.

    Кто хочет показать, что у него получилось?

Ответы детей.

Мы будем рассматривать разрезанную почку под лупой.

Дети выполняют опыт.

Очень маленькие зелёные листочки, ещё не распустившиеся цветочки.

1-2 ученика выходят к доске и показывают выполненное задание.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);

IV . Длительный эксперимент

Начало длительного наблюдения.

Проведение опыта.

Обогатить знания учащихся новыми сведениями о развитии зелёных листьев из почки.

    А теперь подумайте, в какое время года закладываются на деревьях почки? Обсудите в группе и договоритесь, кто будет отвечать.

Учитель . Оказывается, почки закладываются весной, когда на ветвях появляется молодая листва. Молодые листочки растут, а вместе с ними растут и почки на ветках. К осени эти почки успевают покрыться плотной чешуёй, подготовиться к зиме. А весной эти почки распустятся и образуются новые почки.

Учитель .

Совершенно безжизненными кажутся деревья в зимнем лесу. А между тем они в это время лишь отдыхают, накапливают силы, чтобы с наступлением весны сбросить зимние оковы. Если принести домой веточку дерева и поставить её в воду, то она оживёт, и на ней появятся зелёные листочки.

    Найдите пиктограмму «Длительное наблюдение» и рассмотрите рисунок. Что мы должны с вами сделать?

    Вы собрали веточки разных деревьев. Назовите, каких именно.

    Начав длительный эксперимент сегодня, каждый будет наблюдать за своими веточками с почками, пока из них не появятся зелёные листочки.

    В перемену поставите веточки в воду.

Обсуждение в группах и ответы детей.

Берёзы, липы, каштана, сирени, тополя, яблони.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

V. Итог урока.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Обобщить то, о чём мы сегодня говорили на уроке, поможет материал учебника. Прочитаем текст на с.43.

    Достигли мы целей урока?

Что почки образуются весной, что под снегом можно встретить и цветущие растения.

Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации об изучаемом предмете

VI. Рефлексия.

Дети выбирают и показывают цветной круг.