Строительный портал - Винтажная Москва
Поиск по сайту

Управляющие конструкции. Альтернативный синтаксис для if-else

Здравствуйте уважаемые начинающие программисты.

Вам уже наверное понятно из предыдущих статей, что программа состоит из выражений, строк, чисел, операторов, функций, которые выполняются в определённой последовательности.

Порядок выполнения программы задаёт программист, и применяет он для этого управляющие конструкции языка . То есть управляющая конструкция — это команда на тот, или иной порядок выполнения программы.

Прежде чем перейти к описанию управляющих конструкций, должен предупредить, что Вы увидите много знакомых названий, так как конструкцией могут быть операторы, функции, циклы, которые мы уже рассмотрели в предыдущих статьях.

Конструкции (возможны определения — инструкция, команда) могут быть как одно-строчными, так и составными, то есть собранными в блок. Блок тоже является отдельной конструкцией, последовательно выполняющей конструкции в ней заключённые.

Всего в PHP существует шесть основных групп управляющих конструкций. Это:

1. Условные операторы.
2. Циклы.
3. Конструкции выбора.
4. Конструкции объявления.
5. Конструкции возврата значений.
6. Конструкции включений.

Давайте рассмотрим их подробно, и все по порядку.

Условные операторы

Мы уже познакомились с условным операторами if, else, elseif в статье «Операторы php», так что сейчас, рассматривая их как управляющие конструкции, у нас получиться повторение пройденного, что как известно, никогда лишним не бывает.

Условные операторы — это самые часто-применяемые конструкции, не только в языке php, но и во всех алгоритмических языках программирования.

Пример одно-строчной конструкции if

if ($next == 0 )
{
echo "Это конструкция языка программирования";
}
?>

В этом примере конструкции if заданно условие: переменная $next должна быть равна нулю. Если это условие соответствует истине, то echo выполнится. Если нет — то откроется пустая страница.

Следующим будет пример составной конструкции.

$next = 0 ;
if ($next == 0 )
{
echo $vegetables ." Овощи
";
echo $fruit. " Фрукты
";
echo $berries. " Ягоды
";
}
?>

Здесь так же переменной $next присвоено значение 0 , и конструкция if , проверив его, выполняет блок конструкций echo .

Обратите внимание, что для переноса строки в php применяется, знакомый нам из html, тег
. В дальнейшем мы ещё не раз встретим html теги, применяемые в php коде.

И ещё отмечу, что отступы в php значения не имеют, и применяются только улучшения читабельности кода.

В предыдущем примере, мы рассмотрели вариант, когда инструкция выполняется, если верно заданное условие.

Теперь представьте, что нам нужно исполнить какой либо оператор не только когда условие конструкции if верно, но и тогда когда условие не верно.

В этом случае применяется конструкция else

$next = 1 ;
if ($next == 0 )
{
echo $vegetables . "Овощи";
}
else
{
echo $fruit . "Фрукты";
}
?>

В этом случае открывается не пустая страница, а запись «Фрукты».

Конструкция elseif

Эта конструкция ещё более расширяет возможности конструкций if и else . Представьте, что у нас более двух операторов, один из которых должен быть выполнен.

В таком случае, к предыдущим конструкциям, добавляется конструкция elseif .

$next = 0 ;
if ($next == 0 )
{
echo $vegetables . "Овощи";
}
elseif ($next == 0 )
{
echo $fruit . "Фрукты";
}
else
{
echo $berries . "Ягоды";
}
?>

Теоретически, количество elseif не ограниченно. И сколько бы их не было, программа будет проверять каждую, пока не найдёт верный вариант, то есть true .

Конструкции выбора

Очень часто, при большом количестве операторов, применение конструкции elseif , становится не удобным из-за большого объёма кода.

В таком случае на помощь приходит конструкция switch-case , можно переключатель switch

Конструкция switch-case , по своему действию схожа с конструкцией if-else , но в отличие от последней позволяет получать в качестве результата более двух вариантов.

Тело конструкции заключается в фигурные скобки, и для каждого значения, которое нужно обработать, применяется оператор case , заканчивающийся двоеточием, и завершающий оператор break .

$next= "Фрукты";
switch ($next) {
case "Овощи":
echo "Картофель";
break ;
case "Фрукты":
echo "Яблоки";
break ;
case "Ягоды":
echo "Вишня";
break ;
}
//Выводится Яблоки

В этом примере сначала будет обработано условие, затем найден оператор case со значением подходящим к этому условию, и только после этого конструкция switch начнёт выполняться.

Для значений не указанных в задании, в конструкции switch-case , применяется оператор default .

$next= "Грибы";
switch ($next) {
case "Овощи":
echo "Картофель";
break ;
case "Фрукты":
echo "Яблоки";
break ;
case "Ягоды":
echo "Вишня";
break ;
default :
echo "Шампиньоны";
}
//Выводится шампиньоны
?>

Если опустить оператор break , то программа обработает и выведет на экран все значения конструкции switch-case

$next= "Овощи";
switch ($next) {
case "Овощи":
echo "Картофель";
case "Фрукты":
echo "Яблоки";
case "Ягоды":
echo "Вишня";
default :
echo "Шампиньоны";
}
/* Выводится
Картофель
Яблоки
Вишня
Шампиньоны */

?>

Ещё одной особенностью конструкции switch-case , является возможность объединения нескольких вариантов в одно выражение.

$next= "Клён";
switch ($next) {
case "Овощи":
case "Фрукты":
case "Ягоды":
echo "Картофель
Яблоки
Вишня";
break ;
case "Клён":
case "Дуб":
case "Ель":
echo "Лес";
break ;
default :
echo "Шампиньоны";
}
// Выводится Лес
?>

Циклы, или конструкции повторения.

Циклы предназначаются для многократного (в отличие от конструкции if ) выполнения операторов составляющих тело конструкции.

Процесс выполнения цикла, называется итерацией (iteration — повтор).

В php существует три вида циклов:

1. while и do-while — циклы с не определённым числом итераций.
2. for — цикл с заранее известным числом итераций.
3. foreach — цикл обработки (перебора) массива.

Конструкция while

Пример простейшего цикла с одним оператором, обычно их бывает больше.

$next = 1 ;
while ($next <= 8 )
{
echo $next. "
" ;
$next++;
}
//Выводит числа от 1 до 8. Тег
располагает их столбиком

?>

Подробно рассмотрим, что тут происходит, то есть как работает данная программа.

В первой строке объявляется переменная $next , которой присваивается значение единица. Присваивание значения, называется инициализацией переменной.

Во второй строке программа проверяет условие while ($next <= 8) , которое будет являться истиной (true).

В третьей строке выполняется первый цикл, так как единица меньше 8, и это подходит под определение true

В четвёртой, переменой, являющейся в этом случае оператором, присваивается оператор инкремента (++ ), увеличивающий каждое последующее значение оператора $next на единицу.

И программа будет обрабатывать, и выводить на экран каждое, следующее за единицей, целое число, пока не дойдёт до 9. И так как 9 окажется false , то цикл завершиться.

Конструкция do-while отличается тем, что условие цикла проверяется не до, а после итерации.

В результате, до завершения цикла, обязательно выполнится одна итерация, являющаяся false

$next = 1 ;
do
{
echo $next;
}
while ($next++ <= 8 );
//Выводит числа от 1 до 9 в одну строку.
?>

Как видите, хоть 9 и является false , однако очередная итерация всё же выполнилась, после чего программа проверила условие и цикл завершился.

Конструкция for , или цикл со счётчиком, по своей работе похож на цикл while , но имеет более компактную форму записи.

Применяется его лучше тогда, когда число итераций известно до начала цикла, и с помощью него, можно выполнять действия более сложные, чем простая переборка значений счетчика.

В следующем примере напишем оглавление к небольшой книге.

for ($next = 1 ; $next < 5 ; $next++)
{
echo "- Страница" . $next . "
";
}
/*Выводит
-Страница 1
-Страница 2
-Страница 3
-Страница 4
-Страница 5 */

?>

Рассмотрим подробно три выражения записанных в условии (круглые скобки) цикла.

$next = 1; — переменная счётчик, начинающая отсчёт с единицы.
$next < 5; — определяет продолжительность цикла.
$next++ — определяет шаг изменения значения счётчика. В нашем случае равно единице.

Выражения разделяются между собой точкой с запятой. Можно в одно выражение поместить несколько команд и разделить их запятыми. Тогда то же оглавление можно сделать немного по другому

for ($next=1 , $nev=1 , $page= "-Страницa"; $next<= 5 ; $nev++, $next=$nev)
{
$page=$page . "-";
echo $page, $next . "
";
}
/*Выводит
-Страницa-1
-Страницa--2
-Страницa---3
-Страницa----4
-Страницa-----5 */

?>

Ещё одной особенностью for является возможность обходиться без конструкции echo .

Правда такой вариант не особо приветствуется, так как несколько затрудняет читабельность кода, из за своей необычности, но всё же имеет право на существование.

В нём в условие цикла вводиться конструкция print

for ($next= 1 ; $next<= 5 ; print $next, print "
" , $next++);
/*Выводит
1
2
3
4
5 */

?>

Конструкцию echo , в условие for , вводить нельзя.

У всех вышеприведённых конструкций, кроме do-while , имеется альтернативная форма записи — без фигурных скобок.

В этом случае строка с конструкцией и условием заканчивается двоеточием, а весь блок закрывается конструкцией end , продолжением которой является конструкция к которой она применяется: endif , endwhile , и так далее.

$next = 1 ;
while ($next <= 10 ):
echo $next;
$next++;
endwhile ;
?>

Конструкция foreach — это специальный тип цикла, предназначенный только для перебора массива.

$next[ "помидор"] = "Красный";
$next[ "яблоко"] = "Зелёное";
$next[ "виноград"] = "Сладкий";
$next[ "гриб"] = "Белый";
foreach ($next as $key => $value)
{

echo "$value $key
";
}
/*Выводит
Красный помидор
Зелёное яблоко
Сладкий виноград
Белый гриб */

?>

Для немедленного выхода из цикла, при необходимости, существует конструкция break . После её выполнения, управление передаётся к выражению, следующему после цикла.

$next= 0 ;
while ($next++< 10 )
{
if ($next== 7 ) break;
echo "$next
";
}
/*Выводит
1
2
3
4
5
6 */

?>

Как видите, на седьмой итерации цикл прервался.

Конструкция continue , в отличие от break , прерывает только текущую итерацию, и переходит к следующей.

$next= 0 ;
while ($next++< 5 )
{
if ($next== 3 ) continue ;
echo "$next
";
}
/*Выводит
1
2
4
5 */

?>

Как видите итерация 3 отсутствует, так как была прервана конструкцией continue

Конструкции объявления

Конструкции объявления в php представлены двумя элементами. Это конструкции declare и typeset .

По сути они абсолютно идентичны, и с одинаковым успехом можно применять как одну так и другую, для получения одного и того же результата.

Для удобства понимания кода, в основном используется конструкция declare . Применяется она для того чтобы установить команды (директивы) на выполнение блока.

В настоящее время распознаётся две директивы — это ticks и encoding

Директива ticks задаёт число тиков

declare (ticks= 1 );

register_tick_function("tick_handler");

// Функция, будет исполняться при каждом тике
?>

Директива encoding применяется для указания кодировки всего скрипта.

declare (encoding= "UFT-8");
?>

Конструкции включений

Конструкции включений применяются для ввода в программу отдельных скриптов и файлов. Благодаря им, программу можно собрать из готового материала.

Так же конструкции включений применяются для уменьшения объёма кода скрипта, когда нужно ввести в код некий текст. Тогда в программу вводится файл txt.

Правда в таком случае возникает угроза безопасности скрипта, и для её решения вместе с txt файлом необходимо ввести в программу константу, а в подключаемых файлах проверять её существование.

Всего в php существует 4 типа конструкций включения, и все они принимают только один аргумент — путь к файлу:

include — подключает файл к программе, при его отсутствии выдаёт предупреждение;
require — подключает файл к программе, при его отсутствии прекращает работу скрипта;
include_once — допускает только одноразовое включение подключённого файла, а при его отсутствии выдает предупреждение;
require_once — допускает только одноразовое включение подключённого файла, а при его отсутствии прекращает работу скрипта;

Конструкции include_once и require_once удобны тем, что исключают путаницу при вложенных включениях, когда есть возможность повторного включения файлов, содержащих объявления функций.

Неужели не осталось вопросов?


Перемена

Только у нас слово «угу» является синонимом к словам «пожалуйста», «спасибо», «добрый день», «не за что» и «извините», а слово «давай» в большинстве случаев заменяет «до свидания».

Никакую любовь не ждешь так, как автобус в -30°.

s1.indexOf(subS)

индекс позиции, где в строке s1 впервые

встретилась последовательность subS

индекс позиции, где в строке s1 в

s1.lastindexOf(subS)

последний

встретилась

последовательность subS

возвращает true в случае, когда

последовательностью

символов,

последовательностью

символов,

то же, но при сравнении строк

s1.equalsIgnoreCase(subS)

игнорируются

различия

в регистре

символов (строчные и заглавные буквы

не различаются)

возвращает строку на основе строки s1 ,

s1.replaceFirst(oldSubS,n

в которой произведена замена первого

вхождения символов строки oldSubS на

символы строки newSubS

Помимо указанных методов, в классе String есть еще и другие методы, с помощью которых можно производить со строками довольно сложные операции. Для более подробного изучения строкового класса воспользуйтесь документацией и справочной системой по классам Java.

В заключении отметим, что в Java имеется класс StringBuffer , который имеет большое число методов по сложной обработке строк.

2.9. Управляющие конструкции

Из практики программирования известно, что для реализации более или менее сложного алгоритма в программе, как правило, недостаточно использовать только линейную последовательностью команд. Для организации процессов ветвления, выбора, циклов, прерывания в программе используют управляющие конструкции. Управляющие конструкции позволяют изменять последовательность выполнения блоков операторов в программе, выбирая в зависимости от условий тот или иной блок кода.

2.9.1. Составной оператор

В программе, часто необходимо выполнить не один оператор а последовательность из нескольких операторов. Как правило, цельные последовательности операторов объединяют группы с помощью фигурных скобок {} .

Составной оператор - последовательность операторов Pi заключенная в фигурные скобки.

{P1; P2; P3; ...Pn}

В конце составного оператора не следует специально ставить символ “;” , как это делается для остальных операторов.

2.9.2. Условный оператор if

В общем виде условный оператор if-else может быть представлен в следующем виде:

if (condition) { } else {

Оператор задается с помощью ключевого слово if , сondition – условие, логическая переменная или константа типа boolean. Также в качестве условия может использоваться вычисляемое выражение, возвращающее значение типа boolean , например (x+5>y) . В случае, если условие имеет значение true , выполняется блок находящийся после условия, если значение false , то блок, идущий за ключевым словом else .

Если в блок входит только один оператор, ставить фигурные скобки не обязательно, однако это рекомендуется делать для обеспечения лучшей читаемости кода.

Блок else является необязательным, и может отсутствовать. Пример.

x*y; В данном случае подразумевается, что переменные x и y имеют тип boolean и в качестве условия используется вычисляемое выражение «исключающее или». Операция x*y будет выполнена только в том случае, если x и y имеют различные значения (одна переменная имеет значение true , другая – false или наоборот), в противном случае ничего не произойдет.

Запись фрагмента в виде

if (условие) операция1; операция2;

операция3;

недопустима, т.к. компилятор, не найдя открывающей фигурной скобки, решит, что условная конструкция имеет одиночную операцию и найдя точку с запятой (;) после операции1 , заканчивает блок условия и будет ожидать, либо ключевое слово else, либо другие команды, не относящиеся к условному оператору.

Операция2 , будет выполняется при любом значении условия, т.к. не относится к условному оператору. Встретив далее ключевое слово, else компилятор сообщит об ошибке, т.к. предыдущий условный оператор закончился, а новый не начинался. В данном случае

необходимо операцию1 и операцию2 объединить с помощью фигурных скобок:

if (условие) { операция1; операция2;

} else операция3;

В данном случае получим ошибку синтаксическую, ее компилятор может быстро распознать и сообщить о ней.

Несколько сложнее случай, когда вы забудите выделить нужный блок в части else , как это рассмотрено в примере.

if (условие) операция1;

else операция2;

операция3;

Компилятор не найдет синтаксической ошибки, хотя по условию требуется выполнить в блоке else операцию2 и операцию3. Поскольку блок else не содержит фигурных скобок то значит он состоит только из одного оператора (операция2) , а операция3 не входит в этот блок и будет выполнена как очередной оператор.

2.9.3. Оператор выбора

Оператор выбора switch применяется если требуется выбрвть из набора вариантов, в зависимости от значения определенной значения, которое примет выражение.

Можно организовать данный выбор несколькими операторами if , помещая каждый последующий в блок else предыдущего, или просто подряд, друг за другом. Однако данное решение является неграмотным, хотя и работает.

Для выполнения операции выбора в Java, используется оператор switch , имеющий следующий синтаксис:

switch (выражение) { case значение1:

оператор;

case значение2: оператор; оператор;

case значениеn: оператор;

…………………

оператор;

оператор;

В качестве выражения может использоваться первичное выражение (переменная, константа, литерал) или вычисляемое выражение. Ключевое слово case , записывается для каждого из вариантов выбора. После каждого слова case указывается конкретное значение, литерал, который должен соответствовать типу выражения. Далее ставится двоеточие, после которого следует один или несколько операторов. Наборы операторов отделяются друг от друга оператором

break.

Забыв написать команду break , мы сталкивается с «провалом» в переборе, если нет команды break , последующие case операторы игнорируются, и происходит выполнение всех операторов, начиная с case , для которого выполнилось условие.

Если не один из случаев не соответствует значению выражения то выполняется группа операторов после ключевого слова default . Это параметр не является обязательным в программе поэтому может отсутствовать. Тогда не будет выполнено никакое действие и управление будет передано следующему оператору программы.

import javax.swing.JOptionPane; public class Ocenka {

public static void main(String args) { String vvod;

vvod = JOptionPane.showInputDialog ("Введите цифру от 1 до 5");

otm = Byte.parseByte (vvod); switch (otm) {

case 1: JOptionPane.showMessageDialog (null , "Единица"); break ; case 2: JOptionPane.showMessageDialog (null , "Двойка"); break ; case 3: JOptionPane.showMessageDialog (null , "Тройка"); break ; case 4: JOptionPane.showMessageDialog (null , "Четверка"); break ; case 5: JOptionPane.showMessageDialog (null , "Пятерка"); break ;

System.exit (0);

2.9.4. Операторы цикла

Циклами называют конструкции, используемые для многократного повторения некоторого набора команд. Управление циклом осуществляется с помощью целой или вещественной переменной, называемой параметром цикла. Значение параметра цикла может использоваться в вычислениях и при определении условия конца цикла.

Цикл можно разделить на четыре части: инициализацию, тело цикла, условие, итерацию.

Инициализация это набор значений параметров которые необходимо присвоить в начале цикла. Тело цикла состоит из набора операторов которые будут многократно выполняться в процессе выполнения цикла. Условие это логическое значение, которое проверяется после или перед выполнением тела цикла, в зависимости от его выполнения принимается решение о следующем шаге выполнения цикла. Итерация представляет собой шаг работы цикла, или однократное выполнения тела цикла, обычно контролируется параметром цикла.

Оператор while

Оператор while является основным оператором для выполнения повторяющихся действий в Java.

Синтаксис оператора while с предусловием:

[инициализация] while (условие) { тело цикла;

В блоке (условие) указывается условие выполнения цикла, которое обычно вычисляется в программе. Если условие равно true , то начинают выполняться операторы входящие в тело цикла. Далее опять проверяется условие, и если оно истинно то процесс выполнения продолжается. Если условие окажется false то тело цикла будет пропущено интерпретатором Java, и управление будет передано следующему оператору. Произойдет выход из цикла.

Рассмотрим пример:

int a = new int; int i = 0;

while (a[i]<5){ a[i]+=1;

System.out .print(a[i]+" "); if (i==5) i=0;

В данном примере все элементы массива a постепенно увеличиваются на 1 и выводятся на консоль.

Оператор while с предусловием сначала проверяет истинность выражения condition , а затем выполняет тело цикла.

Оператор do

Синтаксис оператора while с постусловием:

while (condition);

Оператор while с постусловием сначала выполняет тело цикла, а затем проверяет истинность выражения condition .

В случае цикла с постусловием, тело цикла выполнится хотя бы один раз при любом значении условия.

Оператор for

Оператор цикла for работает заданное количество раз, имеет следующий синтаксис:

for (инициализация; условие; приращение) { тело цикла;

Оператор for используется для повторения тела цикла счетное число определяемое значением параметра цикла из заданного диапазона. Как только, параметр цикла выйдет за границы определенного диапазона значений, выполнение цикла завершится.

import javax.swing.JOptionPane;

public class ForEx {

public static void main(String args) {

int i;

iter = JOptionPane.showInputDialog ("Введите параметр

i=Integer.parseInt (iter);

for (int j=0;j

JOptionPane.showMessageDialog (null , "Это "+(j+1)+"й шаг

Цикл for применяется для перебора элементов из некоторого

списка или значений, определяемых математической закономерностью. Все выражения в заголовке цикла являются необязательными.

Поэтому если пропустить, какое либо из них, напимер инициализацию или приращение, то они то соответствующая часть цикла не будет выполняться. Если пропустить условие то ему автоматически будет присвоино значение true.

Отметим еще одну особенность оператора for, внутри заголовка можно описать переменную, которая будет действовать в пределах этого оператора.

public static void main(String args) { for (int i=1; i<=10; i++) {

System.out .print(i+" ");

Синтаксис языка Transact SQL включает в себя два основных вида управляющих структур. Это операторы: if , while . На каждую из этих структур существуют соответствующие ограничения и требования к их написанию с точки зрения стандартов. Также существуют некоторые общие требования для всех данных структур. Все данные требования и ограничения сформированы исходя из принципов легкой последующей читаемости исходных текстов.

Правила написания управляющих конструкций

Весь исходный код, расположенный внутри управляющих структур, а также вложенные логические структуры необходимо располагать с отступом в 2 символа.

Не допускается использование других инструкций вместе с управляющей на одной строке.

4.2.1.3 Конструкция “begin end” всегда должна начинаться с новой строки.

Допускается вложенность управляющих конструкций, кроме явно указанных исключений.

Условный оператор IF

Формат:

Также допускается написание:

Формат: if [ логическое выражение 1 ]

Все части условного оператора (if, else if, else, begin, end) необходимо располагать, начиная с одной и той же позиции

4.2.2.2 Внутри “логических скобок” условного оператора операторы языка Transact SQL необходимо располагать согласно стандартной табуляции, равной 2 символам

При написании логических операторов в логических выражениях необходимо до и после них ставить пробелы

При написании сложных логических выражений запрещается вставлять пробелы между скобками и частью логического выражения

Управляющая конструкция WHILE

Формат: while ([ условие продолжения цикла ])

{операторы}

4.2.3.1 Внутри “логических скобок” структуры while операторы языка Transact SQL необходимо располагать согласно стандартной табуляции, равной 2 символам

Использование структуры while является основным для организации различных проходов при помощи cursor.


Основные операторы

Синтаксис языка Transact SQL включает в себя пять основных операторов. Это операторы: select , insert, update, delete, cursor . На каждый из этих операторов существуют соответствующие ограничения и требования к их написанию с точки зрения стандартов. Также существуют некоторые общие требования для всех данных операторов. Все данные требования и ограничения сформированы исходя из принципов легкой последующей читаемости исходных текстов.

И наконец, вернемся к задаче, сформулированной в начале лекции. Мы хотим создать программу, которую можно было бы использовать для отправки писем (или просто для их генерации) с приглашениями на различные мероприятия множеству пользователей. В предыдущей лекции уже рассматривался подобный случай. Сейчас мы вынесем всю информацию о людях и событиях в отдельный файл data.php и напишем программу, не зависящую (ну, может, совсем чуть-чуть зависящую) от этой информации и ее структуры. В этом случае для того, чтобы, например, расширить список адресатов, не нужно будет изменять скрипт , генерирующий приглашения. Кроме того, можно будет использовать информацию о людях и событиях в других скриптах. В самом скрипте, генерирующем приглашения letters.php , мы использовали условные операторы , циклы, require и другие изученные ранее конструкции.

"день открытых дверей", "o" => "открытие выставки", "p" => "бал выпускников"); // имеющаяся информация о людях // (имя и электронный адрес) $people = array("ivan" => array("name" => "Иван Иванович", "email"=>"user_ivan@сайт"), "pit" => array("name" => "Петр Петрович", "email" => "user_petr@сайт"), "semen" => array("name" => "Семен Семенович")); // кто куда приглашается $who_where["ivan"] = "o" ; // Иван – на выставку $who_where["pit"] = "p"; // Петр – на бал $who_where["semen"] = "f"; // Семен – на день открытых дверей?> Листинг 3.12. data.php

$man_info){ // для каждого человека делаем следующее: $event_key = $who_where[$key]; // получаем событие, // на которое он приглашается if ($event_key<>""){ foreach($man_info as $key1 => $info){ // получаем имя и email // конкретного человека if ($key1=="name") $str = "Уважаемый (ая), $info"; if ($key1=="email") $email = $info; } // составляем приглашение $str .= "
Приглашаем Вас на ". $events[$event_key]; switch ($event_key){ // в зависимости от события // добавляем какую-нибудь строчку case "f": $str .= "
Подтвердите Ваше участие по телефону!"; break; case "o": $str .= "
Приходите за 15 минут до открытия!"; break; case "p": $str .= "
Не забудьте подарок:-)"; break; } $str .= "
" . SIGN . "


"; // добавляем подпись echo $str; // выводим приглашение на экран /* если у вас настроена отправка почты с помощью PHP, то письмо можно отправить командой mail($email,"Letter",$str); */ } } ?> Листинг 3.13. letters.php

В среде MATLAB

В соответствии с концепцией структурного программирования, предложенной Н. Виртом, любая программа представляет собой структуру, построенную из трёх типов базовых конструкций:

последовательное исполнение– однократное выполнение операций в том порядке, в котором они записаны в тексте программы;

ветвление– однократное выполнение одной из двух или более операций, в зависимости от выполнения некоторого заданного условия;

цикл– многократное исполнение одной и той же операции до тех пор, пока выполняется некоторое заданное условие – условие продолжения цикла.

В программе базовые конструкции могут быть вложены друг в друга произвольным образом, но никаких других средств управления последовательностью выполнения операций не предусматривается.

Оператор ветвления (условная инструкция, условный оператор) –конструкцияязыка программирования, обеспечивающая выполнение определённой команды или набора команд только при условии истинности некоторого логического выражения, либо выполнение одной команды из набора команд в зависимости от значения некоторого выражения.

Существует две основные формы применения оператора ветвления, встречающиеся в языках программирования: условный оператор и оператор многозначного выбора.

Условный оператор реализует выполнение определённых команд при условии, что некоторое логическое выражение (условие) принимает значение «истина» (true).

В общем случае синтаксис условного оператора с одной ветвью в среде программирования MATLAB имеет следующий вид:

if<условие>

<операторы 1>

<операторы2>

Набор операторов представляет собой тело выражения, операторы 1 выполняются только в том случае, если условие истинно, если условие ложно, то выполняютсяоператоры 2 . Применение конструкции с использованием команды else операторы 2 .

В случае наличия нескольких условий конструкция условного оператора имеет следующий вид:

if<условие1>

<операторы1>

elseif<условие2>

<операторы2>

elseif<условие3>

<операторы3>

<операторыn>

В системеMATLAB могут применяться следующие операторысравнения:

< – меньше;

<= – меньше или равно;

> – больше;

>= – больше или равно;

= – равно;

~= – не равно.

ВMATLAB возможно выполнение следующих логических операций:

& – логическое«и» (and);

| – логическое«или» (or);

~ – логическое отрицание(not).

Результатом логических операций являются числа:0 в том случае, если условие ложно и1 – если условие истинно.


Оператор многозначного выбора имеет несколько ветвей и при этом выполняет одну заданную ветвь в зависимости от значения вычисляемого ключевого выражения. Принципиальным отличием данной конструкции от условного оператора является то, что выражение, определяющее выбор исполняемой ветви, возвращает не логическое, а целое значение, либо значение, тип которого может быть приведён к целому.

Синтаксис оператора многозначного выборав среде программирования MATLAB имеет следующий вид:

switch<выражение>

case<значение 1>

<операторы 1>

case<значение 2>

<операторы 2>

Otherwise

<операторы n>

Применение конструкции с использованием команды otherwise не является обязательным, в том случае если отсутствуют операторы n .

Цикл – разновидность управляющей конструкции ввысокоуровневых языках программирования, предназначенная для организации многократного исполнения набораинструкций.

Последовательность инструкций, предназначенная для многократного исполнения, называетсятелом цикла . Единичное выполнение тела цикла называетсяитерацией .Выражение, определяющее, будет в очередной раз выполняться итерация, или цикл завершится, называетсяусловием выходаилиусловием окончания цикла(либоусловием продолженияв зависимости от того, как интерпретируется его истинность – как признак необходимости завершения или продолжения цикла).Переменная, хранящая текущий номер итерации, называетсясчётчиком итерацийцикла или простосчётчиком цикла . Цикл может не содержать счетчик: условие выхода из цикла может определяться внешними условиями (например, наступлением определённого времени).

Исполнение любого цикла включает первоначальную инициализацию переменных цикла, проверку условия выхода, исполнение тела цикла и обновление переменной цикла на каждой итерации. Кроме того, большинство языков программирования предоставляют средства для досрочного управления циклом, например, операторы завершения цикла, то есть выхода из цикла независимо от истинности условия выхода и операторы пропуска итерации.

Безусловный (бесконечный) цикл –цикл, выход из которого не предусмотрен логикой программы. Специальных синтаксических средств для создания бесконечных циклов, ввиду их нетипичности, языки программирования не предусматривают, поэтому такие циклы создаются с помощью конструкций, предназначенных для создания обычных циклов.

Наибольшее распространение в среде компьютерных вычислений MATLAB получили два вида циклов: арифметический цикл или цикл со счетчиком и условный цикл или цикл с предусловием.

Цикл со счётчиком – цикл, в котором некотораяпеременнаяизменяет своё значение от заданного начального значения до конечного значения с некоторым шагом, и для каждого значения этой переменной тело цикла выполняется один раз.

Для организации циклов со счетчиком в среде программирования MATLAB используется последовательность операторов со следующим синтаксисом:

forj=j1:k:jn

<операторы>

где: j –управляющая переменная (счетчик) цикла, j1 ,jn – начальное и конечное значения счетчика цикла, соответственно; k – приращение счетчика цикла, по умолчанию равно 1.

Цикл с предусловием – цикл, который выполняется пока истинно некоторое условие, указанное перед его началом. Это условие проверяетсядовыполнения тела цикла, поэтому тело может быть не выполнено ни разу (если условие с самого начала ложно).

Для организации циклов с предусловием в среде программирования MATLAB используется последовательность операторов со следующим синтаксисом:

while<условие>

<операторы>

Цикл с предусловием обеспечивает выполнение операторов тела цикла, пока истинно проверяемое условие

В среде MATLAB, как и во многих языках программирования высокого уровня, существует возможность организовать цикл внутри тела другого цикла. Такой цикл будет называтьсявложенным циклом . Вложенный цикл по отношению к циклу, в тело которого он вложен, будет именоватьсявнутренним циклом , и наоборот, цикл, в теле которого существует вложенный цикл будет именоватьсявнешнимпо отношению к вложенному. Внутри вложенного цикла в свою очередь может быть вложен еще один цикл, образуя следующийуровень вложенностии так далее. Количество уровней вложенности, как правило, не ограничивается.

Для досрочного выхода из внутреннего или внешнего цикла используется команда break . Для продолжения исполнения цикла используется команда return . Для приостановки выполнения программы может использоваться команда pause – приостановка до нажатия любой клавиши; команда pause (n) – приостановка на n секунд или команда keyboard – приостановка с возможностью выполнять практически любые команды и последующим возвратом в программу командой return .